КТО ДЕЛАЛ ВСЮ ГРЯЗНУЮ РАБОТУ ЗА ВИКИНГОВ?
Рабы или трэллы являлись наиболее важным товаром, которым торговали викинги. Более того, рабы являлись основой экономической модели эпохи викингов. И хотя Скандинавия викингов не может быть названа классическим рабовладением, которое было распространено в Античном Средиземноморье и Древнем Востоке, викингов всё же можно охарактеризовать именно как рабовладельцев. Рабы-трэллы являлись не только основным источником дохода от торговли, но и рабочей силой, позволявшей функционировать обществу. Они ухаживали за скотом, возделывали поля, их силами собирались дрова и хворост, строились дома, корабли, храмы, устанавливались рунические камни, они были ремесленниками и распорядителями хозяйских владений. Рабство в эпоху викингов — тема мало освещённая. Но, к счастью, у нас есть достаточно письменных, законодательных, археологических и эпиграфиечских источников чтобы вынести более-менее объективное суждение о рабах эпохи викингов.
__________________________________________________________________________________
Выношу благодарность художнику Aldraw за помощь в оформлении.
__________________________________________________________________________________
СКАНДИНАВСКОЕ РАБСТВО
Рабство в Скандинавии существовало и до эпохи викингов. Однако, во времена викингов, институт рабства в Скандинавии пережил настоящий расцвет. Если ранее, пока Скандинавия дремала, скрытая туманами северной периферии Европы, рабы рассматривались в первую очередь как рабочая сила, позволявшая свободным и знатным людям заниматься своими делами или жить в своё удовольствие, то с расширением торговых связей и учащением контактов с соседними культурами, рабство удалось «коммерциализировать» и число рабов заметно возросло.
Первоначально, в период протогерманского вторжения (Ясторфская культура, 5-3 вв. до н.э.), среди рабов оказалось в основном автохтонное население Скандинавии, представленное в генетическом отношении гаплогруппой I1. Эти люди уже умели строить корабли, похожие на суда викингов, в отличие от полукочевников-протогерманцев, чьим основным средством передвижения был конь. Вероятно, технологии судостроения более позднее германо-скандинавское общество переняло именно у автохтонного населения, порабощённого протогерманскими переселенцами (представлены гаплогруппами R1a и R1b).
С первых веков н.э., скандинавы стали обращать в рабство соседей, а также своих сородичей. Уже в Вендельскую эпоху (5-8 вв.) количество рабов в Скандинавии было довольно велико. Вне сомнений, каждая свободная семья имела, как минимум, одного раба. Рабство являлось нормой жизни в Скандинавии, как минимум, с 5-3 вв. до н.э. С 8 века н.э. рабство в Скандинавии стремительно расширялось и стало одним из основных столпов, на которых покоилась власть языческих конунгов древности. Церковь не случайно боролась с язычниками, делая сильный акцент на освобождении рабов, что ускорило падение старой системы отношений и привело к формированию в Скандинавии полноценных королевств с вассально-ленной системой. Тем не менее, рабство сохранялось в Скандинавии продолжительное время, вплоть до второй половины 13 века, а где-то и до середины 14 века.
ИСТОЧНИКИ РАБОВ
Стремясь удовлетворить растущую потребность в трэллах, викинги приобретали рабов, в первую очередь, в своих экспедициях в Восточную Европу и на Британские острова. В этом случае рабами становились военнопленные, просто похищенные люди, иногда их покупали «за копейки» на невольничьих рынках в захолустье. Второстепенным источником трэллов являлись свои собственные земляки-скандинавы. И в этом случае, в трэллы можно было загреметь также став пленником междоусобной войны, в случае накопленных и неоплаченных долгов, в случае неуплаты вергельда за убийство или воровство, или в случае наказания присужденного за те же деяния.
Например, Адам Бременский, современник эпохи, писал:
Они до того не доверяют друг другу, что, поймав, сразу же продают один другого без жалости в рабство — неважно своим сотоварищам или варварам. И многое еще в законах и обычаях данов противно благу и справедливости.
Однако, всё же умереть было предпочтительнее, поскольку стать рабом означало до конца жизни терпеть побои от хозяина, который будет упиваться местью. По свидетельствам того же Адама Бременского:
Мужчины же, виновные перед королевским величеством или застигнутые на месте преступления, предпочитают быть обезглавлены, нежели претерпеть побои. У данов нет иных видов [84] наказаний, кроме смертной казни и обращения в рабство.
Заострим же внимание на обращение в рабство из-за неуплаты вергельда. Обыкновенно вергельд выплачивался не только самим виновником, но и всем его домом. Так что, в случае бегства виновника, наказание несли его домочадцы. Даже если он был единственным мужчиной в доме, женщины всё равно призывались к ответу: уплате вергельда или порабощению. Рабынь называли тирами (þír). Но женщинам, даже свободным, до конца 10 века было не положено владеть никакой собственностью. Тем не менее, они могли выкупить свою свободу -- богатые украшения, броши, фибулы, бусы, браслеты, серьги, диадемы -- всё это могло быть пущено на погашение вергельда.
Так что, дамы, если читаете, задумайтесь ещё раз над полным смыслом и функционалом дорогих украшений. В суровые времена викингов украшения для женщины были чем-то сродни 9 кошачьим жизням — они могли спасти жизнь хозяйке и купить ей свободу.
Также, ни одна женщина, живущая в небольшом поселении или на укреплённом хуторе, в принципе, не была застрахована от похищения соседями, пока большинство мужчин отправлялись в поход. В таком случае, женщина тоже могла выкупить себе свободу, отдав свои драгоценности. Но одной из самых частых причин превращения свободной женщины в рабыню, судя по статьям кодексов законов, было воровство. Часто женщину, укравшую что-нибудь у другой женщины, в качестве наказания обращали в рабыню пострадавшей.
Рабами становились и в том случае, если кто-то из родителей был рабом.
Одним из основных источников рабов были походы. В походы за рабами викинги отправлялись как и в соседние районы Скандинавии, так и в заморские края. Самыми популярными направлениями были Ирландия, Шотландия, Уэльс, Англия, Фризия, Рейнланд, Шлезвиг, Эйстланд, Тафейстланд, Восточная Европа.
РАБ-БЕГУН
Само понятие трэлл (þræll) было настолько распространённым в Северной Европе что даже было заимствовано англосаксами ещё до начала 10 века в форме þræl. Это слово восходит корнями к общегерманскому корню þragilaz, что значит «бегун». Принимая во внимание этот факт, можно легко представить, как те воины, чьё войско дрогнуло и побежало, оказывались настигнутыми преследователями и обращались своими врагами в рабство. И, вероятно, так и происходило, начиная с 1-2 вв. н.э., когда в Скандинавии сформировались по-настоящему крупные племенные союзы. Однако, общегерманская этимология предполагает более ранее появление термина, когда сильные соседи сталкивались друг с другом редко, предпочитая жить за счёт разорения мелких поселений. И при таком взгляде поход за рабами выглядит просто как охота на людей, когда почти беззащитные крестьяне или скотоводы разбегались в панике при виде вооружённого отряда на горизонте. Поэтому, видимо, трэлл — (это буквальное описание того, кого постигает такая участь — это «тот, кто бежит», «бегун». Такова была реальность времени, девиз которого -- «Свобода или Смерть».
Слово þræl вытеснило в английском языке другое коренное англосаксонское слово -- þeow — от пр.-герм.*þewa-, от пр.и.е *tekw-, "бежать". Этимология обоих слов практически идентичная, что лишний раз говорит о том, что в начале на людей просто охотились, делая их рабами. Подобная практика не была уникальна для Скандинавии. В Африке, например, подобное встречается до сих пор. Здесь, в качестве аналогии, даже можно вспомнить фильм М. Гибсона «Апокалипсис».
РАБОТОРГОВЛЯ
Письменные источники говорят нам, что викинги занимались торговлей людьми в центрах работорговли в Хедебю и Булгаре. Последний находился на Волге и являлся столицей Волжской Булгарии с 8 по 11 вв. н.э.. Город был важным торговым центром, вероятно, вторым по значимости после Константинополя, поскольку в него стекались торговцы из Китая, Индии, Ирана, Скандинавии, Испании и Дамаска, что делало рынки Булгара невероятно богатыми и разнообразными. В этом городе в 922 году побывал Ахмад ибн Фадлан, описывавший позднее встречу с северянами. Был там и другой арабский путешественник, ибн Русте, который сообщает нам:
Они нападают на славян, подъезжают к ним на кораблях, высаживаются, забирают их в плен, везут в Хазаран и Булкар и там продают. <…> С рабами они обращаются хорошо и заботятся об их одежде, потому что торгуют (ими). <…> Побежденных истребляют и[ли] обращают в рабство.
Также торговля рабами шла в Эйстланде, о чём свидетельствует Адам Бременский:
Кроме того, нам говорили, что в означенном море есть еще много других островов, среди которых и крупный остров Эстланд [90] 187, не уступающий по величине предыдущему. Его жители совершенно не знакомы с Богом христиан, они поклоняются крылатым драконам, которым даже приносят в жертву живых людей, приобретая их у купцов;
В этих местах рабов продавали в обмен на другие товары, например, ткани, серебро, стекло, пушнину, вино и на любой иной товар, который был в дефиците не только в Скандинавии, но и в Европе, от чего ценился очень высоко.
Если сопоставлять данные западноевропейских источников 8-9 вв. и восточных и арабских источников того же времени, то вырисовывается следующая картина: викинги совершали набеги на Британские острова, похищали людей, обращая их в рабство, спустя какое-то время эти рабы появлялись на восточных невольничьих рынках, после, на вырученные от продажи людей деньги, северяне покупали у франков оружие, с чем безрезультатно боролись каролингские власти. После этого у северян было достаточно сил и оружия, чтобы начать грабить Европу по-крупному и осаждать даже такие крупные и укреплённые поселения как Лютеция (Париж) или Люнденвич (Лондон).
Но была и иная работорговля. Внутрискандинавская. Здесь покупателем мог быть обычный фермер — бонд. В фермерских хозяйствах рабы были необходимы, поскольку выполняли самую трудную и неприятную работу, например, унавоживали поля. Огромное количество рабов трудилось на ремесленников или сами являлись ремесленниками. Ещё больше рабов было занято на крупных строительных проектах, например, сооружении мостов, городских стен, больших залов, строительстве кораблей, доставке и установке рунических камней или создании каменных кругов для тингов, валуны для которых весили по несколько тонн и доставлялись, зачастую, издалека. Статус некоторых рабов был выше чем у других. Такие рабы выполняли роль надзирателей за другими рабами и управляли всем домашним хозяйством. Их называли брюти (близок по функционалу франкскому мажордому) и амбот и дейя (рабыни, аналогичные ключницам).
Продавали рабов викинги и в Западную Европу. Однако здесь этот товар был не настолько востребован. В первую очередь работорговле не способствовала Церковь, отрицающая рабство человека перед человеком и категорически отрицавшая послушание христианина перед волей язычников. Но с другой стороны, именно борцы с рабством, зачастую, могли оказаться крупными покупателями рабов. Известен случай, произошедший в 870 году, когда один из монахов-миссионеров был настолько шокирован работорговлей в Хедебю, что продал всё своё церковное имущество только чтобы выкупить свободу для рабов.
Ирландские рабы чаще всего попадали в Норвегию, в то время как рабов-славян из Восточной Европы чаще всего продавали на Запад, в английские, шотландские и ирландские колонии скандинавов. Некоторые исследователи полагают, что именно в этом явлении и кроется сходность английских слов slave — «раб» и Slavic — «славянин». Хотя, некоторые этимологи уводят это родство ещё во времена Поздней Римской империи.
РАБ НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ
Ещё один вопрос, часто остающийся в тени, это какова была доля рабов от общего населения Скандинавии. Чаще всего, общество эпохи викингов рисуется как общество свободных людей, где раб — персонаж редкий. На самом деле, это не совсем так. Вернее, совсем не так. Как отмечают исследователи, какие-то семьи довольствовались 1-2 рабами, и таких было большинство. А иные семьи, очень богатые и многочисленные, так что их можно назвать уже даже кланами, могли содержать примерно по 30 рабов. О таких кланах обычно повествуют саги, упоминая об их рабах лишь вскользь. Однако это не значит, что рабов было мало.
Песнь о Риге, например, повествует о происхождении скандинавских сословий эпохи викингов и насчитывает их всего три: Трэллы, Карлы и Ярлы. То есть, рабы, свободные и военная аристократия. Скандинавская трёхчастная иерархия, представленная терминами jarl, karl и þræll полностью соотносится с англосаксонской иерархией, представленной терминами eorl, ceorl и þēow. Рабы были значимой частью общества, одной из трёх больших групп.
И действительно, как показывают статистические данные проверенные эмпирическим путём, в любом обществе с любой системой отношений в любой период времени порядка 1/3 населения выполняет самую трудную и грязную работу получая за это самую минимальную оплату. Поэтому, не будет преувеличением или ошибкой сказать, что рабы в Скандинавии эпохи викингов, не считая той огромной массы людей, которых продавали на невольничьих рынках, составляли порядка 33% населения. Если учитывать и тех, что северяне продавали заграницу, то число рабов в обществе викингов могло достигать 50-60%. Подобное соотношение рабов и свободных встречалось только классических рабовладениях Античности и Древнего Востока.
Если обращаться к источникам, то мы вновь придём к выводу о том, что до 1/3 населения Скандинавии были рабами. Так, «Прядь о Вёльси» описывает среднестатистическую семью норвежских язычников, состоящую из отца, матери, сына и дочери. В одном доме с ними живут понукаемый раб и распутница-рабыня. Из 6 человек двое, т.е. 1/3 — рабы.
Другой источник, «Книга о занятии земли», повествует о первопоселенцах в Исландии и сообщает такие детали:
Раба Гувы звали Скорри, он оставил ему под присмотр свою жену и скот, на время, пока он отправился на поиски земли.
Как мы видим, в доме жило трое, муж, жена и раб. Снова, 1 из трёх людей — раб.
Или же взять «Сагу о Греттире»:
Работать братьям не приходилось, разве что лазали они, когда хотели, на скалу 82. Рабу очень надоело работать, и стал он строптивым и нерадивым хуже прежнего.
На двух братьев, свободных людей, приходится 1 раб. Та же пропорция — 1/3.
Бывали и иные соотношения, как говорит «Книга о занятии земли»:
Весной, когда он собирался отплыть в море, от него сбежал в лодке человек, которого звали Наттфари, с рабом и служанкой.
Здесь мы видим, что на одного свободного беглеца приходилось два раба.
Но могло быть и больше:
Хьёрлейв совершил много набегов в Ирландии и захватил там много богатств. Он захватил там и десять рабов, которых звали Дувтак, Гейррёд, Скьяльдбьёрн, Халльдор и Дравдрит. Остальные не называются. После этого Хьёрлейв вернулся в Норвегию и встретился там со своим троюродным братом Ингольвом.
Десять рабов на одного свободного! Но в случае с Хьёрлейвом не всё так однозначно. Далее источник повествует:
Хьёрлейв пристал к берегу у Хьёрлейвова Мыса, там тогда был фьорд, и осмотрел залив внутри этого мыса. Хьёрлейв велел построить там два здания, одно было длиной 18 сажен, а второе — 19. Хьёрлейв остался там на зиму.
А весной он захотел сеять. У него был только один бык, поэтому он велел тянуть плуг рабам.
Когда Хьёрлейв со своими людьми был дома, Дувтак придумал план, по которому они должны были убить этого быка и сказать, что его задрал медведь, а потом посоветовать Хьёрлейву искать этого медведя.
Потом они рассказали об этом Хьёрлейву. И когда люди пошли искать медведя и рассыпались по лесу, рабы напали на каждого из них по отдельности и всех убили. Затем они бежали, захватив женщин, имущество и лодку. Рабы отправились на острова, что виделись в море на юго-востоке, и жили там некоторое время.
Рабов Ингольва звали Вивиль и Карли. Он послал их на запад вдоль берега моря искать свои столбы от почётной скамьи. А когда они пришли на Мыс Хьёрлейва, то обнаружили там мёртвого Хьёрлейва. Они вернулись и рассказали Ингольву о случившемся. Тот выразил неодобрение убийством Хьёрлейва и его людей.
<…>
После этого Ингольв отправился на запад к Мысу Хьёрлейва. Увидев мёртвого Хьёрлейва, он сказал:
— Что за горькая судьба у столь доброго воина — быть убитым рабами. Вот что случается со всеми, кто не хочет жертвовать.
Итак, мы видим, что Хьёрлейв жил не один. С ним были его люди, тоже свободные, а так же их жёны. По идее, если рабы, безоружные, смогли убить всех людей Хьёрлейва, соответственно их было менее 10, возможно 5, включая самого Хьёрлейва. Соответственно, на 5 мужей придётся около 5 жён. Таким образом, можно допустить, что в доме Хьёрлейва проживало 10 рабов и 10 свободных мужчин и женщин. И как мы видим, такая пропорция была уже опасной. К слову сказать, опасения рабского бунта были одной из причин, почему в погребения клали исключительно испорченное оружие; большинство рабов были христианами, разорить могилу язычника ради обретения свободы через убийство своих хозяев для них не было преступлением, наоборот — богоугодным уничтожением ереси.
Как можно видеть, численность рабов и их доля от общего населения Скандинавии эпохи викингов была довольно значительной, от 30% до 50%, как минимум.
РАБСКАЯ СВОБОДА
Несмотря на то, что рабство являлось пожизненным, всё же свобода для рабов была достижима, в некоторых случаях. О таких случаях можно прочесть в надписях с рунических камней. Например, камень DR 58 (DK MJy 84) из датского Хэрнинга повествует об освобождении хозяином своего раба-кузнеца
_________________________________________________________________________________
Латинская транслитерация:
tuki : smiþr : riþ : stin : ift
þurkisl : kuþmutaR : sun : is : hanum
kaf : kul : uk : frialsi
Перевод на Old Norse:
Tóki Smiðr reisti stein ept Þorgísl Guðmundar son, er honum gaf gull(?) ok frelsi.
Перевод на английский:
"Tóki Smith raised the stone in memory of Þorgísl Guðmundr's son, who gave him gold(?) and freedom."
Русский текст:
Токи Кузнец воздвиг камень в память о Торгисле Гудмунда сыне, который дал ему золото и свободу.
_________________________________________________________________________________
Надпись на камне датирована серединой 11 века. В этот период борьба с рабством уже достигла кульминации, но до её завершения было ещё далеко. Codex Holmiensis, сборник гражданских прав изданный в 1241 году, ещё содержит упоминания о рабах и их правах. Христианство способствовало закату рабства и освобождению рабов. Не случайно на камне, описанном выше, присутствует изображение креста.
ПРАВА РАБОВ
Рабы являлись категорией населения не имевшей никаких личных прав. Рабы рассматривались как скот или как продвинутые домашние животные, т.е. как имущество, а не члены семьи или подопечные. Рабы жили в самых тёмных и дальних углах лангхаусов вместе с прочим скотом. За оплошности и неповиновение рабы претерпевали телесные наказания от своих хозяев. Хозяин был волен наказывать своего раба так сильно и так долго, сколь он посчитает это необходимым. Раб не имел своей собственности, поэтому он не мог быть оштрафован, единственное наказание для раба — телесное, вплоть до казни. Раб всегда расплачивался своей болью или своим телом.
Рабыни, как правило, подвергались сексуальной эксплуатации со стороны своих хозяев. Ярче всего это описывает Ахмад ибн Фадлан, повидавший северян на Волге около 922 года:
И собирается [их] в одном [таком] доме десять и двадцать, - меньше или больше. У каждого [из них] скамья, на которой он сидит, и с ними [сидят] девушки-красавицы для купцов. И вот один [из них] сочетается со своей девушкой, а товарищ его смотрит на него. И иногда собирается [целая] группа из них в таком положении один против другого, и входит купец, чтобы купить у кого-либо из них девушку, и наталкивается на него, сочетающегося с ней. Он же не оставляет ее, пока не удовлетворит своей потребности .
В этом отрывке путешественник сталкивается с группой северян, которая направляется в Булгар, как уже говорилось, один из центров работорговли. В данном случае он описывает людей, которые везут на продажу рабынь.
Впрочем, как утверждает ибн Фадлан, при каждом из северян всегда есть две рабыни помимо той, что предназначена на продажу:
С каждым из них [имеется] девушка, которая служит ему, моет ему голову и приготовляет ему то, что он ест и пьет, и другая девушка, [которой] он пользуется как наложницей
Статус наложницы всегда был выше, чем у обычной служанки. Часто синонимом наложницы являлось лагскона или лагсквина. Как правило, это были женщины скандинавского происхождения, захваченные в плен соседями или осужденные за преступление, но оказавшиеся не в состоянии выкупить свою свободу.
Отдельной категорией являлись рабы ремесленники. Несмотря на то, что хозяева их очень ценили, поскольку такие люди приносили не только пользу, но и прибыль, отношение к ним было жёсткое. Хозяева не только выжимали максимум из таких людей, но и боялись их потерять, того, что они сбегут или будут украдены. Поэтому они всегда хорошо охранялись, а иногда даже увечились — кузнецу не нужны ноги чтобы работать, поэтому, чтобы не убежал, можно подрезать колени. История кузнеца Вёлунда, хоть и мифическая, но она отражает стереотипный образ умелого мастера, попавшего в рабство:
(Жена преумная,
супруга Нидуда,)
вошла в палаты
и вдоль прошла их,
в средине встала,
молвила тихо;
«Из лесу вышедший
другом не станет…»
Конунг Нидуд отдал своей дочери Бёдвильд золотое обручье, снятое им с лычаги в доме Вёлунда; сам же он перепоясался мечом Вёлунда. А владычица сказала:
17 «…клыки он скалит,
как только видит
свой меч, а заметит
на Бёдвильд обручье —
глаза у него, как у змея, горят.
Жилы ему
немедля подрежьте —
пусть сиднем сидит
в Севарстёд!»
Так и было сделано; ему подрезали подколенные сухожилья, а потом поместили на острове, который был недалеко от берега и назывался Севарстёд. Там он ковал для конунга разные сокровища. Никто не смел бывать у него, кроме самого конунга.
Законы 12 и 13 веков описывают статус рабов. Согласно норвежскому Гулатингу (ок. 1160) домашние рабы не могут быть проданы заграницу, в отличие от рабов, захваченных за пределами Норвегии. Этот законодательный свод ,как и другие, определяют раба как личную собственность своего хозяина и ставят на один уровень со скотом.
Освобождённый раб, согласно законам, стоял в социальной иерархии ниже свободного человека. Дети освобождённого раба стояли в иерархии выше своих родителей, но ниже свободного человека. Это выражалось в том, что за убийство освобождённых и детей освобождённых вергельд был значительно ниже, чем за убийство свободного. Законы защищали их хуже. Окончательно свободным считалось только третье поколение.
В норвежском законодательном своде Ландслов (1274 г.) рабы уже не упоминаются. Однако там есть бывшие рабы и дети бывших рабов. Исходя из этого, можно сделать вывод, что к 1274 году рабство в Норвегии было побеждено. В Швеции рабство сохранялось до 1343 года.
Впрочем, не всем рабам жилось тяжко. Камень U 11 из шведского Хувгордена показывает, что даже раб мог быть удостоен чести — установки личного мемориала. Конечно, этот раб был не трэлл, а брюти, но, всё же, это был раб
_________________________________________________________________________________
Транслитерация на латиницу:
raþ| |þu : runaR : ret : lit : rista : toliR : bry[t]i : i roþ : kunuki : toliR : a(u)k : gyla : litu : ris... ...- : þaun : hion : eftiR ...k : merki srni... haku(n) · (b)aþ : rista
Перевод на Old Norse:
Rað þu runaR. Rett let rista ToliR bryti i roði kunungi. ToliR ok Gylla letu ris[ta] ..., þaun hion æftiR [si]k(?) mærki ... Hakon bað rista.
Перевод на английский:
"Interpret the runes! Tólir the steward of Roðr had them rightly carved for the King. Tólir and Gylla had [the runes] carved ... this married couple as a landmark in memory of themselves(?) ... Hákon ordered (it) be carved."
Русский текст:
Прочти же руны! Воздвиг Тоулир, слуга роди-конунга. Тоулир и Гитла воздвигли о себе самих веху ... Хокан приказал воздвигнуть.
_________________________________________________________________________________
Конечно, в данном случае очевидно, что распорядился камень поставить хозяин Тоулира, Хокан. Не то чтобы у Тоулира не хватало решительности чтобы поставить камень, просто раб не обладал возможностью распоряжаться. Тем более, раб не имел собственного имущества и денег, чтобы их потратить на монумент.
Рабы, несвободное население, не считавшиеся людьми, являлось довольно крупной и значимой частью общества эпохи викингов. Они выполняли всю грязную работу. Отношение к рабам было надменным. Иногда это было обосновано. Иногда нет. Бывали случаи, когда хозяева действительно очень ценили рабов, видели в них своих друзей. Работорговля приносила хорошую прибыль, а бесплатный рабский труд позволял свободным людям тратить время на войны и подготовку к ним. Будьте уверены, без рабов не было бы никаких викингов.