Часть 1.
Предварительные понятия.
1.1. Блóт.
Блóт – это название самостоятельного ответвления германо-скандинавского язычества.
Данное название выбрано по той причине, что древнеисландское слово blót означает не только
«жертвоприношение», но также «поклонение» или «почитание» (в узком смысле – «почитание
посредством жертвоприношения»), а именно обряд жертвоприношения был основным выражением
веры в богов для древнескандинавского язычника.
Самоназвание человека, который является последователем блота – блóтмáдр/блóткóна
(blótmaðr/blótkona)*. Буквально – «мужчина блота», «женщина блота».
*Здесь и далее используется авторская транскрипция древнеисландских слов в наиболее близком к оригиналу
варианте звучания. В некоторых случаях в скобках даётся устоявшееся русскоязычное написание.
1.2. О терминологии.
Большинство понятий и терминов блота заимствовано из древнеисландского* языка, на котором
некогда говорили практически все германоязычные народы, населявшие Скандинавию.
Естественно, что на столь огромной территории существовали диалектные различия, поэтому в блоте
используется древнеисландский язык, сформировавшийся приблизительно к нач. 13 века. Именно в
этот период (ок. 1222-1225 г.) исландец Снорри Стурлусон записал известные ему мифологические
песни, сохранившиеся с языческих времён. Это произведение получило название «Младшая Эдда».
Также в это время записывались и составлялись иные источники, такие, как «Старшая Эдда» и
исландские саги.
*Другие названия древнеисландского языка, используемые в различных работах: древнескандинавский, dǫnsk
tunga, dansk tunga, norrœnt mál, old norse, fornnorræna, norrønt spark, Altnordisch.
Часть 2.
Основные сведения.
2.1. История блота.
Возникновение блота, как отдельной ветви германо-скандинавского язычества, относится к концу 2016
года. В остальном же история блота совпадает с историей иных ветвей – асатру, форн сид или трота.
Первоначально блот – это попытка личного исследования и осмысления германо-скандинавской
мифологии. Результат этой попытки был публично представлен последователям германоскандинавского язычества на постсоветском пространстве посредством сети Интернет.
2.2. О традиционности.
В блоте считается, что традиция может передаваться не только прямым – из поколения в поколение,
изустно, практически – но и косвенным способом: через текст, материальные предметы и т. п. Перерыв
в прямой передаче традиции не является чем-то, что разделяет традицию на «старую» и «новую».
Тем не менее, в блоте отсутствует чисто реконструкционный подход к традиции. Ключевой тезис: мы не
восстанавливаем традицию, мы продолжаем её. При этом учитывается то, что традиция – живой
организм, который способен изменяться и развиваться со временем.
2.3. Об источниках.
С христианизацией скандинавских стран традиция германо-скандинавского язычества была прервана,
поэтому сегодня вся информация, на которой основывается блот, берётся из сохранившихся
литературных источников. Среди них можно назвать «Старшую Эдду», «Младшую Эдду», исландские
саги, литературные источники германского или англосаксонского происхождения («Деор», «Видсид»,
«Беовульф»), сочинения хронистов и историков эпохи викингов, археологические находки, данные
филологии и лингвистики, данные сравнительной мифологии, прочие научные данные.
2.4. О священности источников.
Поэтическая часть «Старшей Эдды» – эддические песни – не считается священной в том смысле, в каком
священными являются тексты иных религий. Не считается она и «богодухновенной», то есть созданной
при непосредственном участии божественных сил. Песни «Старшей Эдды» являются стихотворным
пересказом более древних мифов, долгое время бытовавших в устной традиции германо-скандинавских
народов. Поскольку эти мифы в течение долгого времени передавались изустно, а эддические песни
записаны были лишь в 13 в., на данный момент они содержат некоторое количество ошибок,
неточностей, нелогичных пассажей и т. п.
«Младшая Эдда» также не считается священной или «богодухновенной».
Тем не менее, необходимо учитывать тот факт, что старшеэддические тексты являются поэтическими
произведениями, а искусство поэзии, согласно германо-скандинавскому мировоззрению, является
даром верховного бога – Одина, сообщаемым человеку посредством «мёда поэзии», иначе
называемого Одрерир (древнеисл. Óðrerir) – «возбуждающий дух». Ввиду этого можно говорить о
косвенном влиянии Одина на тех неизвестных поэтов, которые слагали «Старшую Эдду».
2.5. Отличия блота от асатру, трота, вотанизма, одинизма, форн сид и прочих ветвей германоскандинавского язычества.
Основные отличия следующие:
1. В концепции блота не почитаются чуждые скандинавскому пантеону боги, такие, как боги
континентальных германских племён, боги англосаксов, прочие боги, о которых нет упоминаний в
скандинавских источниках.
Некоторые персонажи скандинавской мифологии, которые почитаются в других течениях, не
почитаются в качестве богов в концепции блота.
Примеры:
Некоторые последователи асатру почитают богиню Остару (Эостре), Туисто, Сакснота, Реду (Хреду). В
концепции блота эти божества отсутствуют.
В некоторых течениях германо-скандинавского язычества кузнец Вёлунд почитается в качестве бога. В
концепции блота - нет.
2. Концепция блота рассматривает богов как живых и изменяющихся со временем существ. Божество
может принять на себя новые «функции», которые ранее были ему не свойственны, либо на основании
логики таковые могут быть соотнесены с ним.
3. Функционал некоторых богов в концепции блота существенно отличается от принятого в иных
течениях.
Пример:
На основании ряда сведений, содержащихся в «Старшей Эдде», Уллр (Улль) не считается «богом
охоты». В концепции блота он соотносится со сферой ритуальных обетов, священнослужением и
содержанием святилищ.
4. В качестве источников информации о богах и мифологии, в концепции блота используются
преимущественно исландские саги и «Эдды». Прочим источникам уделяется куда меньшее внимание.
При этом господствует критический подход к достоверности: даже некоторые сведения «Эдд»
считаются искажёнными в той или иной степени.
5. В концепции блота отсутствует «сакральный язык» или некий обязательный язык молитв и обрядов.
Однако, как знак уважения к древнескандинавской языческой культуре, приветствуется изучение
древнеисландского или современного исландского языка. Это связано также с тем, что существующие
русскоязычные переводы «Эдд» не всегда в точности отражают то, что написано в оригинале.
6. В концепции блота существует основной* обряд почитания богов, при котором сперва проводятся
действия с жертвенной кровью (или жидкостью её заменяющей), а затем следует ритуальный пир,
который также являются частью обряда. Во время пира произносятся ритуальные формулы и
совершаются ритуальные действия, порядок которых определён на основании текстов саг.
*Основной - в том смысле, что этот обряд считается наиболее важным, главным, необходимым. Прочим обрядам,
проводимым иным образом, уделяется куда меньшее внимание.
7. В концепции блота присутствует идея посмертного суда над душой умершего, восстанавливаемая по
эддическим источникам.
8. Концепция блота не приемлет сочетание религиозной практики с исторической реконструкцией.
Допускается копирование и заимствование элементов древнескандинавской культуры и отдельных
предметов культа: изображений богов, амулетов, иных религиозных атрибутов, но не более того.
9. Концепция блота открыта к изменениям и развитию, в том числе - путём заимствования элементов
иных религий и культур, при условии, что они не противоречат элементам германо-скандинавского
язычества, а также обогащают религиозную практику и теорию.
Пример:
Нет никаких достоверных сведений о том, что в германо-скандинавском язычестве когда-либо
использовались религиозные практики, которые напоминали бы индуистские мантры или молитвы
монахов-исихастов. Их прямое заимствование, естественно, представляется невозможным. Но на их
основе можно попытаться создать типологически идентичную практику, внутреннее наполнение
которой будет выдержано в духе германо-скандинавского язычества.
10. В концепции блота отсутствует космологическая идея «девяти миров», разделяемая большинством
приверженцев германо-скандинавского язычества.
11. В концепции блота считается, что боги способны сами призвать человека к вере в них, независимо от
его биологических особенностей (кровь, язык, этнос и т. п.), и что эти особенности не дают преимуществ
в общении с богами. То, насколько успешным будет это общение, зависит лишь от поступков человека
по отношению к богам.
12. В концепции блота почитание сил, которые в мифологических источниках представлены как
враждебные богам, допустимо в рамках личной религиозной практики конкретного верующего.
Почитание этих сил наравне с основным пантеоном богов во время праздников и обрядов,
посвящённых им, является вопросом договорённостей участников конкретного праздника/обряда.
В качестве примера упомянутых сил можно назвать следующих персоналий: Локи, Хел (Хель), Ангрбода,
Сигюн, Фенрир, Йормунганд, Скёлл (Скёлль), Хати, Сурт и т. д.
2.6. Отношения между блотом и остальными ветвями германо-скандинавского язычества.
Блот – это самостоятельная ветвь германо-скандинавского язычества. С остальными ветвями блот
частично связан пантеоном, включающим ряд тех же самых богов, что в троте, асатру и т. п., а также
опорой на ряд тех же литературных и иных источников.
Блот и его последователи никак не подчинены религиозным деятелям прочих ветвей германоскандинавского язычества.
Решения любых организаций и объединений, представляющих иные ветви германо-скандинавского
язычества, не затрагивают блот и никак не влияют на его последователей.
Часть 3.
Религиозные концепции и представления.
3.1. Идеализм.
В своих основах блот опирается на идеализм в противовес материализму, то есть утверждает
первичность нематериального, идеального начала, и вторичность материи. В рамках германоскандинавской мифологии можно с достаточной степенью уверенности утверждать, что материальное,
как объективная категория, которую способен воспринимать человек, возникает в тот момент, когда
боги создают Мидгард – мир людей. Всё, что предшествовало этому моменту – «поток Эливагар»,
«великан Имир», «бездна», «корова Аудумбла» – описывается в терминах, не позволяющих выразить
сущность названных вещей и природу их взаимодействий, исходя из материалистических концепций. Из
этого можно сделать вывод о том, что эти вещи принадлежат к сфере идеального, духовного начала.
3.2. Креационизм в отношении материального мира.
Блот рассматривает германо-скандинавскую картину возникновения материального мира с позиций
креационизма в противовес манифестационизму. Вселенная, мироздание, согласно эддическим мифам,
не обладает сущностной тождественностью божественному. Напротив: материальный мир – Мидгард –
создаётся богами из материала, который чужероден им по своей сути – из останков убитого ими
великана Имира. Следовательно, видимый материальный мир не является самопроявлением
(манифестацией) некоего «Логоса», «Абсолюта» и т. п. Тем более что в германо-скандинавской
мифологии нет ничего, что бы указывало на существование подобных категорий.
В то же время германо-скандинавский миф творения не даёт информации о том, как и посредством чего
возникло пространство, существовавшее до Мигарда, поэтому данный вопрос остаётся предметом
богословских диспутов.
3.3. Боги и иные существа.
В блоте почитаются несколько типов богов и сверхъестественных существ.
1. Áсы (áss, æsir.) – род богов, которых условно можно соотнести с человеческой и культурной
деятельностью.
2. Вáны (vanr, vanir) – род богов, которых (также условно) можно соотнести с живой природой и
плодородием. Также ваны связаны с достатком и процветанием.
3. Тýрсы (þurs, þursar)и ётуны (jötunn, jötnar) – рода существ, в русскоязычной литературе называемых
«великанами» (risi, risar). Являются предшественниками богов. С великанами асы и ваны находятся в то
враждебных, то дружественных отношениях.
Условно соотносятся с явлениями неживой природы, но также и с некоторыми физиологическими
процессами (например, старость олицетворяется одной из великанш).
4. Áлвы (альвы) (álfr, álfar) – природные духи, связанные с полями, лугами, лесами и т. п. В текстах часто
упоминаются в связке с асами, однако правителем их «мира» назван Фрейр – бог из рода ванов, что
указывает на их связь с плодородием. Также есть вероятность, что некоторые альвы – духи умерших
предков.
5. Двéрги (dvergr, dvergar) – также природные духи, но связанные с подземельями, пещерами, камнями,
скалами, и т. п.
6. Вэ́тты и лáндвэтты ( ́ vættir, landvættir) – прочие природные или иные духи, связанные, как правило, с
каким-либо местом, территорией, участком земли, а иногда и с целой страной. Их также могут
подразделять на «духов морей» (sjövættir), «водных духов» (vatnavættir), «домашних духов» (húsvættir)
и т. п.
7. Ди́сы (dís, dísir) – духи женского пола, связанные с защитой рода, а также умершие женщины какоголибо рода. В некоторых случаях сближаются с другими сверхъестественными существами женсокго
пола.
8. Вáлки́рии (валькирии) (valkyrja, valkyrjur) – существа женского пола, связанные с судьбой и
посмертием воинов. Могут даровать удачу или неудачу в бою, победу или поражение. Из павших на
поле боя воинов выбирают тех, кто достоин попасть в чертоги верховного бога.
В мифологических песнях предстают по-разному: иногда это прекрасные девы которые оберегают
человека в бою, в других случаях – сонм женщин-всадниц, принимающих непосредственное участие в
битве или ткущих ткань, символизирующую сражение. В некоторых песнях указывается, что валькирии
могут принимать облик лебедей.
9. Норны (norn, nornir) - духи женского пола, властительницы судеб людей и богов. Де-факто могут
принадлежать к разным родам существ (альвам, турсам и т. п.).
Норны связываются с прядением и ткачеством. Считается, что при рождении человека норны прядут
ему «нить судьбы», полагая её как во времени, так и в пространстве.
10. Фюлгьи (фюльгьи) (fylgja, fylgjur) – дух-спутник человека, сопровождающий его от рождения до
смерти. Может иметь облик животного, причём часто животное выражает характер человека. Между
фюлгьей и её носителем есть прямая взаимосвязь: то, что причиняет вред одному, причиняет вред и
другому. Обычно фюлгья появляется во снах, а в случае появления наяву может предвещать опасность,
неудачу или смерть.
11. Хамингья (hamingja) – родовой дух-страж, оберегающий человека от опасностей и связанный с его
удачей (или неудачей). Может иметь облик вооружённой женщины. После смерти человека переходит к
кому-нибудь из его родственников, обычно – к потомкам.
Хамингья тесно связана с именем человека. В ряде источников говорится о том, что после смерти своего
носителя хамингья скорее последует к тому из родственников, кто носит то же имя, что и умерший.
Исходя из этого, существовало поверье о том, что кто носит два (и более) имени, тот обладает большей
удачей.
12. Тролли (troll, tröll) - прочие существа и духи, как правило, способные причинить вред человеку, а
нередко – делающие это преднамеренно.
Помимо вышеупомянутых, блот допускает существование иных сверхъестественных существ, которые
не классифицированы.
3.4. Пантеон.
Пантеон блота основан на пантеоне германо-скандинавского язычества, в первую очередь – на его
«эддической» версии (с некоторыми оговорками).
Главой пантеона является Óдин (древнеисл. Óðinn) – верховный бог, связанный, в первую очередь, с
мудростью, войной, смертью, колдовством и поэзией.
3.5. Анимизм и почтение к природе.
В блоте считается, что вся естественная природа наполнена существами не имеющими материальной
природы – «духами». Свои духи есть у всякого места: дерева, леса, источника, поля, озера и т. п.
Деятельность человека, нарушающая естественный ход вещей в природе, загрязняющая её, вредит и
духам: уничтожает их среду обитания, изгоняет их (на это имеются указания в источниках).
3.6. Природа богов и иных существ.
Природа вышеупомянутых существ и богов является предметом дискуссии, однако можно с
уверенностью утверждать, что она нематериальна. Тем не менее, боги, исходя из описаний, данных в
источниках, способны непостижимым для человека образом воплощаться в физическом мире.
Существование богов считается объективным.
Боги блота – личностны, а не являются абстрактными описаниями природы, символами, архетипами,
эгрегорами и т. п. В то же время это не означает, что боги не могут проявлять себя через явления
природы, или что их качества нельзя описать через сравнение с таковыми.
Боги – живые. То есть способны видеть, слышать, чувствовать, испытывать эмоции и боль, порождать
других богов, развиваться и изменяться со временем.
Боги не безначальны. Они возникли тем или иным образом, и, как следствие – смертны. Смерть бога,
как и смерть любого существа – не полное и окончательное уничтожение, а переход в иное место и
состояние (подробнее – в разделе «3.16. Смерть, суд, посмертие»).
Боги считаются по отношению к человеку «высшими существами», однако они подчиняются законам
судьбы и не обладают совершенством или непогрешимостью.
Вопрос о том, является ли облик богов, известный по литературным источникам, их «истинным»
обликом или же принимается ими для удобства восприятия верующими, является предметом
дискуссии. При этом в блоте считается, что описываемые в мифах атрибуты богов предназначены, в
большей степени, верующему в них, для того, чтобы богов было проще воспринимать и узнавать.
Вопрос о том, являются ли боги, почитаемые в блоте, теми же самыми богами, которых почитают в иных
религиях (как традиционных этнических, так и мировых), также является предметом дискуссии.
3.7. Природа человека.
Первых людей, согласно эддическим песням, боги не сотворили, но лишь «придали форму» уже
существовавшим прообразам человека, сделав их похожими на самих себя. Одну из строф «Старшей
Эдды» можно перевести так, что людям был дан «образ богов». Также «Эдда» описывает, что боги
даровали людям их нематериальную составляющую. Из этого следует факт того, что хотя бы частично
человек божественен по своей природе.
В блоте существует несколько понятий, обозначающих нематериальные составляющие человека.
Основными являются три:
1. Одр (óðr – «душа, разум») – отождествляется с душой, как носителем индивидуальности, дающей
способность к сознательной рассудочной деятельности. Блот не рассматривает «душу» как нечто
противопоставленное «плоти» или имеющее более высокую ценность, чем физическое тело.
Считается, что душа способна к отделению от тела в определённых случаях (напр. тяжёлые заболевания,
смерть).
2. Онд (önd – «дыхание») – отождествляется с нематериальным жизненным началом, присутствующим у
всех живых существ.
3. Хугр (hugr – «настроение, нрав, ощущение, дух») - отождествляется с эмоционально-волевой сферой,
способностью ощущать, осознавать, проявлять волю.
С хугром также связываются качества человека, такие как храбрость, благородство, или же напротив –
трусость, злоба и т. п. Средоточием хугра, местом его обитания считается сердце.
Считается, что хугр может отделяться от тела во время сна и иных бессознательных состояний, менять
свой облик. При этом он остаётся связанным с телом, но способен путешествовать в пространстве, в том
числе и в иных мирах.
3.8. Понятие «священного».
Как уже упоминалось ранее, в блоте понятие «священного» несёт изначальный смысл
«неповреждённого, целостного, здорового». В древнеисл. языке термином, выражающим этот смысл,
было слово heilagr («священный»), происходящее от прагерманского *hailagaz. Слово *hailagaz, в свою
очередь, происходит от *hailaz –«здоровый, целый, цельный, неповреждённый» и суффикса *-gaz –
«имеющий свойство». Тем не менее, такое понимание не подразумевает того, что любой
неповреждённый, целостный или здоровый объект/существо является априори священным, как не
подразумевает и того, что нечто повреждённое или нездоровое не может принадлежать к категории
священного.
Но данное понимание накладывает свой отпечаток на взаимодействие с категорией священного.
Устанавливаются определённые требования к людям, взаимодействующим со священным – к
духовенству (подробнее см. в соответствующем разделе).
3.9. Вера и миф.
Блот определяет веру как состояние сознания, при котором у человека присутствует твёрдая
убеждённость в истинности того, что не может быть подтверждено рациональным путём. В блоте
понятие веры относится к следующим вещам:
1. Вера в объективное существование богов, духов и иных сверхъестественных существ.
2. Вера в возможность устанавливать с ними взаимоотношения – как позитивные, так и негативные.
3. Вера в существование законов норн, судьбы и предназначения.
Вопрос реалистичности мифа – также вопрос, относящийся к области веры. При этом каждый
последователь блота определяет для себя сам, считает ли он мифологические события реалистичными
или же считает их аллегориями, образами или символами каких-либо событий, явлений и т. п. При этом
миф, как описание мира идей, описание божественного пространства и времени, считается первичным
по отношению к вере и религии. Миф, как событие, существует независимо от возникновения
религиозного обряда и культа, которые являются лишь его отражением.
3.10. Миф во времени.
В концепции блота мифологические события, описанные в источниках, считаются единожды
свершившимися в отношении богов. Повторение того или иного мифа для одних и тех же богов
считается невозможным. Поэтому в концепции блота нет постоянно умирающих и постоянно
возрождающихся богов и богинь, нет циклического повторения одних и тех же мифологических
событий.
Для иллюстрации данного тезиса можно привести следующие примеры. В концепции блота Бальдр не
умирает каждый год в день летнего солнцестояния: Бальдр мёртв и находится в Хель, где будет
пребывать до своего возвращения после Рагнарёка.
Скади не живёт то в Трюмхейме, то в Ноатуне, постоянно сходясь и расходясь с Ньёрдом. Источники
однозначно дают понять, что разрыв между Скади и Ньёрдом был окончательным.
3.11. Законы норн.
В блоте считается, что законы норн, определяют характер и принципы взаимосвязей и
взаимоотношений между всеми элементами бытия, в том числе – между богами и людьми. Согласно
источникам эти законы были установлены норнами в начале времён. Цель установления этих законов –
определить принципы существования всего живого, дать всему существующему возможность
гармоничного сосуществования. Наиболее ярким проявлением законов норн являются законы
эволюционного развития и естественного отбора.
Прочие законы нигде не записаны явным образом, однако мы можем узнавать о них из мифов, делая
выводы о том, как тот или иной поступок богов и иных существ отразился на состоянии мироздания.
Помимо этого существуют житейские советы и рекомендации, которые отражены в некоторых
эддических песнях. На их основе выстроены основные нравственные ценности блота.
3.12. Судьба, свобода воли.
В блоте существует идея судьбы, однако это понятие не несёт значения полной и тотальной
предопределённости жизненных событий. Судьба многогранна: в то время как часть событий в жизни
человека предопределена от рождения норнами, есть и зависимость судьбы от поступков самого
человека, от его личного выбора. В то же время существует и влияние богов, которые также вершат над
человеком свой суд, то есть формируют судьбу уже при его жизни.
Ещё одним аспектом судьбы, который не вполне раскрыт в источниках, является предназначение, то
есть некая роль, от рождения возложенная на человека.
Блот признаёт, что за человеком всегда остаётся свобода выбора в отношении уже предопределённой
судьбы: её можно принимать, а можно пытаться бороться с ней.
3.13. Удача и неудача.
В блоте удача является одним из ключевых понятий, связанных с жизнедеятельностью человека. Удача
не является умозрительной абстракцией. Напротив, это объективное явление, существенно влияющее
на ход жизни, успешность человека, достижение им поставленных целей и т. п.
Как уже было сказано, удача теснейшим образом связана с хамингьей. Можно сказать, что хамингья
является её концентратором.
Удача может быть приобретена и потеряна, может увеличиться или уменьшиться, может после смерти
человека перейти к его родственнику (вместе с хамингьей). Удача человека может распространяться на
его ближайшее окружение.
Свойство и «количество» удачи определяются множеством факторов, среди которых, к примеру,
поступки человека, круг общения, сказанные слова, данные клятвы, наличие или отсутствие
определённых предметов и т. п.
3.14. Природа добра и зла.
В глобальном смысле ни добро, ни зло не рассматриваются в блоте как абсолютные и противостоящие
друг другу принципы, существующие независимо от свободной воли. Добро и зло, как принципы, не
имеют персонификаций, олицетворений или стоящих за ними божественных сущностей.
Зло – это лишь волевое действие или бездействие разумного существа, исходящее из неверного
понимания свободы, неверного понимания законов норн или из пренебрежения ими. В отдельных
случаях зло – это субъективная оценка действий, которые изначально не являются злыми, но считаются
таковыми из-за неверного восприятия, непонимания или недопонимания происходящего.
3.15. Несовершенство мироздания и богов.
Блот не отрицает того, что мир – несовершенен. Очевидно, что всё больше и больше человечество
пренебрегает законами норн, принципами добрососедского сосуществования, пренебрегает общением
с богами. В людях возрастают агрессия, злоба, алчность. Человечество находится в постоянной вражде,
множатся разногласия между народами, растёт недоверие между родственниками.
Всё это было предсказано, и потому в происходящем нет ничего удивительного. Вёльва (völva –
«пророчица») предупреждала богов о наступлении века «бурь и волков». По сути, этот век уже очень
близок, и его приближению поспособствовали многие события, которые описаны в мифах.
Но главной причиной такого положения вещей в концепции блота считается то, что мироздание с
самого начало было создано несовершенным.
Согласно источникам, боги сотворили мир из тела первосущества – великана И́мира, а для этого – убили
его. Но в источниках не названо никаких объективных причин для совершения богами этого убийства*, а
потому стоит признать то, что этот поступок был совершён ими безосновательно. Таким образом, боги
нарушили один из главных законов сосуществования: убили живое существо, которое не представляло
для них никакой опасности.
Блот отрицает распространённое в кругах германо-скандинавского язычества мнение о том, что Имир
был не просто убит, а принесён в жертву. На основании источников можно утверждать, что у богов не
было никакого формального права для подобного жертвоприношения: Имир не был их собственностью,
пленником или рабом, то есть тем, что могло быть пожертвовано. Более того: Имир – один из предков
великанши Бестлы – матери Одина, а значит, его убийство – это убийство родственника.
Таким образом, взяв для сотворения мироздания то, что было получено с нарушением морального
закона, боги с самого начала обрекли мир на несовершенство.
Несовершенство мироздания также проявлено в существовании смерти. Убийство Имира в блоте
считается тем моментом, когда возникла смерть, войдя в пространство божественного. Фактически,
можно сказать, что весь материальный мир был порождён смертью Имира, а значит, изначально несёт
на себе отпечаток того, что ей подвержено.
*Снорри Стурлусон отписывается о причинах убийства одной достаточно наивной фразой, характеризующей
Имира: «он был злой», будто возводя это качество в абсолют. Но понятие абсолютного зла – это понятие
христианского, а не языческого мировоззрения. Достаточно вспомнить Локи, который совершил множество
поступков, которые можно назвать «злыми», однако не был убит за них асами. Другой момент – фраза из «Речей
Высокого», наглядно показывающая отношение к «добру» и «злу» (пер. А. Корсуна):
…изъян и у доброго
сыщешь, а злой
не во всем нехорош.
3.16. Смерть, суд, посмертие.
В концепции блота смерть – это не окончательное прекращение жизни, а переход в иную форму и иное
место существования. Переход умершего человека из мира живых в посмертие понимается как дорога,
путешествие.
В блоте считается, что после смерти всякого человека ожидает суд (концепция посмертного суда
восстанавливается по эддическим источникам), который каждый день вершат боги (regindómr – «суд,
приговор богов»). Человеку предстоит предстать перед престолами богов (rökstólar), где будет
вынесено решение о том, в какое из мест посмертного обитания он отправится.
Блот говорит о том, что существует множество вариантов посмертного существования. Условно можно
разделить их на несколько категорий:
1. Один из божественных чертогов. В источниках существуют примеры того, что человек может попасть
в Фолькванг – чертог Фрейи, Билскирнир – чертог Тора, Валхёлл – чертог Одина, а также в чертог Ран –
богини океанов.
2. Хел (Нифлхел) – обитель тех умерших, которые по каким-либо причинам не попали в чертоги богов.
Хель локализуется ниже уровня земли и «на севере». Управляется великаншей по имени Хел.
3. Настрёнд – «берег мёртвых» - место обитания и наказания тех, кто при жизни не соблюдал клятв,
нарушал нормы морали и т. п. Там умершие пребывают в чертоге, сплетённом из живых змей, где их
омывают потоки змеиного яда.
Считается также, что возможно посмертное существование в собственном кургане или в некоем
избранном при жизни месте (напр. Хелгафелл - «Святая гора» в «Саге о людях с Песчаного берега»),
однако более вероятно, что подобные места являются лишь временными пристанищами, куда умерший
может время от времени возвращаться. Впрочем, это не исключает того, что умершие могут пребывать
и в мире живых, становясь духами-хранителями рода.
Не исключена и вероятность попадания умершего в обитель ванов или алвов.
Ещё одна возможность для умершей души, согласно источникам – повторное рождение в мире людей.
3.17. Эсхатология.
Тексты «Эдд» говорят о том, что однажды миру суждено погибнуть. День, когда это произойдёт, назван
«Рагнарёк» (Ragnarök), что примерно означает «судьбы богов» или «приговоры богов». Смысл названия
заключается в том, что в этот день свершится всё, что предначертано богам. Время перед Рагнарёком
названо веком «бурь и волков», а сигналами его приближения служат: всеобщий упадок, рост
человеческой жестокости, вражда между близкими, развращённость, нарушение законов, постоянные
войны.
В этот день состоится битва между богами и их противниками, которая затронет всё мироздание. Её
итогом станет то, что почти все боги погибнут, а мир поглотит пламя. Однако вслед за тем огонь
погаснет, возникнут новые земли, а дети богов соберутся вместе, чтобы править обновлённым миром.
Рагнарёк переживёт и одна человеческая пара, которая даст начало новым поколениям людей.
В блоте считается, что Балдр вернётся после Рагнарёка из Хел, чтобы стать правителем обновлённого
мира, как законный наследник и единственный «законный» сын Одина.
С фигурой Балдра в блоте также связывается будущее исчезновение смерти, как явления. При этом
Балдр не считается «спасителем» или «мессией», просьбы, славления и молитвы к нему не считаются в
блоте имеющими силу, поскольку Балдр в настоящее время пребывает в Хел.
Часть 4.
Нравственные ценности и смысл жизни.
4.1. Нравственные ценности.
Существующие источники не сохранили для нас какого-либо «кодекса», списка нравственных ценностей
или «заповедей». Тем не менее, они донесли до нас основные нравственные принципы
древнескандинавского язычества, которые актуальны и по сей день. В частности две эддических песни –
«Речи Высокого» и «Речи Сигрдривы» - содержат сугубо практические рекомендации о том, как вести
себя в той или иной жизненной ситуации, как относится к людям и т. п. На основании этих песен, а также
ряда саг, составлен нижеприведённый список нравственных ценностей, которые в блоте считаются
основополагающими.
1. Верность.
Необходимо уметь проявлять верность. Верность семье, богам, друзьям, своему слову, своему делу,
верность данным обещаниям и клятвам.
2. Ответственность.
Следует нести ответственность за свои слова, за свои поступки и их последствия. За тех, кто находится
под твоей опекой. За друзей и близких, за тех, кому хранишь верность.
3. Справедливость.
Следует придерживаться справедливого отношения к происходящему вокруг. Злое дело должно быть
названо злым, доброе – добрым.
4. Благородство.
Относится к тому, что вокруг, следует не только справедливо, но и благородно. Нужно иметь готовность
оказать помощь, проявить милосердие, щедрость или хладнокровие, уступить там, где необходимо, не
осуждать того, что непонятно. Но при этом сохранять достоинство, мужество, честь, смелость и волю.
5. Трудолюбие.
Следует достигать всего собственным трудом и собственными усилиями. Не следует лениться, искать
лёгкого достатка и стремиться всё получить даром.
6. Умеренность.
Следует знать меру в словах и делах, тщательно взвешивая и первое, и второе. Тот, кто не способен к
умеренности и самоограничению, становится подвержен алчности, алкоголизму, обжорству,
пустословию и т. п.
7. Саморазвитие.
Следует искать образования, мудрости, знаний, и совершенствоваться в них. Также стоит
совершенствоваться в физическом развитии, полезных навыках, красноречии и т. п.
8. Миролюбие.
Следует стараться проявлять миролюбивое отношение ко всякому человеку. Не всегда тот, у кого есть
изъян, абсолютно плох. Споры и конфликты следует стараться разрешать мирным путём.
9. Здравомыслие.
Рассуждать о событиях, словах и делах следует трезво и разумно, не поддаваясь на сплетни и
провокации, не делая поспешных выводов. То же самое касается и ведения дел и разговоров.
4.2. Смысл жизни.
В различных течениях германо-скандинавского язычества принято считать, что наиболее «общий»
смысл жизни всех людей заключается в том, чтобы прожить жизнь достойно и оставить после себя
добрую память, добрую славу.
В концепции блота нет универсального ответа на этот вопрос. В блоте считается, что смысл жизни
зависит от множества различных факторов: рода занятий, социального статуса, почитания того или
иного бога и т. п. Например, смысл жизни воина отличен от смысла жизни крестьянина, а смысл жизни
женщины – от смысла жизни мужчины.
Также в блоте считается, что главным фактором, который следует рассматривать в данном вопросе,
является судьба человека или его предназначение.
Часть 5.
Внешнее выражение веры.
5.1. Язык и письменность.
Как уже было сказано, в блоте отсутствует понятие «сакрального языка» и нет обязательного языка
богослужения, но, как знак уважения к древнескандинавской дохристианской культуре, поощряется
изучение и использование древнеисландского языка.
Точно таким же знаком уважения является использование рунической письменности для записи
религиозных текстов, молитв, славлений и т. п. При этом в блоте использует свой собственный вариант
рунического строя, разработанного на основе как старшего футарка, так и «средневековых рун»,
которые лучше всего подходят для записи «классического» древнеисландского языка.
Тем не менее, использование рунической письменности также не является обязательным в
повседневной жизни.
5.2. Молитва.
Молитва является неотъемлемой частью процесса общения с богами, и в блоте она также присутствует.
К сожалению, источники донесли до нас незначительное количество текстов, которые можно
интерпретировать как молитвы, поэтому в данной области нет каких-то строгих канонов и правил:
каждый верующий сам определяет для себя то, как именно он молится богам.
Наряду с этим существуют молитвенные, клятвенные и иные формулы, которые произносятся во время
проведения некоторых обрядов.
Слово «молитва» в блоте не несёт никаких коннотаций, который бы делали последователя блота
подчинённым богам в качестве «раба» или ставили бы его в иную унизительную позицию.
5.3. Жертва.
Под жертвой в блоте понимается нечто, что верующий может пожертвовать богам, несмотря на то, что
это представляет для него ценность.
Если в древние времена безусловную ценность представлял собой скот (как основа
жизнедеятельности), то сегодня точно такой же ценностью могут обладать вещи совершенно иного
характера. Так любимая игрушка, пожертвованная богам ребёнком, ценна в той же степени, что и,
например, дорогое золотое украшение, пожертвованное взрослым человеком.
Блот допускает жертвование животных, но при этом необходимо учитывать контекст. Так, например, не
всегда разумно покупать в качестве жертвы животное, живя в городе: у городского жителя нет времени,
сил и средств, чтобы вырастить это животное, вложиться в него, посвятить его божеству. Животное в
городских условиях негде содержать, и единственное, что можно с ним сделать – скорее избавиться,
принеся в жертву. То есть, в данном случае, животное не обладает какой-либо ценностью для
жертвователя, что противоречит принципу жертвования.
Жертва может выступать в качестве:
- дара, на который верующий ждёт ответного дара от богов,
- благодарности за что-то, что сделали боги,
- искупительной жертвы, чтобы заслужить прощение богов.
5.4. Основной обряд почитания богов.
Слово, которым в блоте обозначается этот обряд, омонимично названию ответвления – блот (blót) –
поскольку оно также имеет значение «обряд, жертвоприношение».
Блот (обряд) представляет собой освящение некоего пространства путём обозначения его границ
кровью жертвы или её заменителя, а также последующего пира в границах этого пространства.
Обряд блота включает в себя определённые ритуальные формулы и славления богов, которые являются
обязательными к произношению.
Внешняя сущность блота заключается в том, что верующие разделяют с богами плоды своих трудов,
свою пищу, укрепляют свои связи с богами, молятся, просят их о помощи, благодарят и т. п. Помимо
этого, можно говорить и о внутренней сущности как блота, так и иных обрядов, заключающейся в том,
чтобы верующий на символическом уровне оказался сопричастен пространству божественного, миру
богов.
5.5. Другие обряды.
Помимо обряда богослужения в блоте присутствуют обряды, сопровождающие ход человеческой жизни
от рождения и до смерти. Это – так называемые «обряды перехода», маркирующие различные этапы
или состояния человека.
1. Нáвнаги́фт (имянаречение).
Обряд, который также известен как «ausa vatni» - «окропление водой». В блоте носит название
«нáвнаги́фт» (древнеисл. nafnagipt). Обряд проводится для новорождённых детей обоих полов, отцом
ребёнка после рождения и до начала грудного вскармливания. В исключительных случаях отца может
заменить любой кровный половозрелый родственник мужского пола. Если отсутствует и таковой, то
обряд проводится матерью. В случае отсутствия матери – любым половозрелым последователем блота.
В древнескандинавском обществе обряд носил, в большей степени, социальный характер, а не
религиозный. Смысл его заключался в том, что отец признавал новорождённого ребёнка своим и
вводил его в круг родственников, после чего в отношении ребёнка начинали действовать
установленные в обществе законы.
Сегодня смысл обряда заключается в том, чтобы попросить у богов поддержки, защиты и здоровья для
ребёнка, а также дать ему имя, которое будет оберегать его до достижения половой зрелости. В данном
случае речь идёт не о гражданском или паспортном имени, а об имени, которое связывает человека с
богами прочными узами, основанными на том, что человек становится причастен к скандинавской
языческой культуре. Естественно, что в данном случае используется исключительно
древнескандинавский перечень имён.
Обряд сопровождается также действием, называемым нáвнфéстр (древнеисл. nafnfestr) – дарением
подарка в честь данного имени.
2. Нáвнаскúфти (смена имени).
Данный обряд проводится по достижении ребёнком половозрелости, если прежнее имя не
соответствует характеру ребёнка, если ему недостаёт каких-то качеств (которые были бы желательны
для него), а также в иных случаях.
3. Труа́ ръятнинг (принятие веры). ́
Название обряда происходит от древнеисл. trú – «вера» и játning – «согласие». То есть название
означает «согласие с верой». Обряд проводится для лиц обоих полов, достигших половозрелости (за
исключением отдельных случаев). Проводить обряд может любой половозрелый последователь блота,
при условии, что он хорошо знаком с основами блота, опытен в проведении обрядов и т. п.
Смысл проведения обряда заключается в том, что человек определяет для себя, принимает ли он блот,
разделяет ли его положения, соглашается ли с ними и т. п.
Также в ходе этого обряда, человек может пройти через «на́внаски́фти» (nafnaskipti) – смену имени.
Новое имя даётся исходя из различных причин: иногда – за какие-то качества, поступки, яркие черты
характера. В ином случае – за особенности внешности.
4. Ха́ндсаль и бруд́ кауп (помолвка и свадьба).
Свадебному обряду предшествует помолвка, которая носит название «ха́ндсаль» (древнеисл. handsal –
«рукопожатие»).
В древней Скандинавии помолвка представляла собой договор между женихом и отцом невесты,
который заключался при шести свидетелях (по три со стороны каждого из молодожёнов) посредством
рукопожатия. Стороны договаривались о размере приданого невесты, о размере выкупа, о месте и
времени проведения свадебного обряда.
Сегодня хандсаль является скорее формальностью и данью традиции.
Название собственно свадебного обряда происходит от древнеисл. brúðkaup. Дословно это означает
«выкуп невесты» и отражает очень древнюю практику, когда жених обязан был уплатить за невесту
выкуп её семье.
Весь комплекс свадебных обрядов проводится родителями жениха и невесты, но в исключительных
случаях - двумя половозрелыми последователями блота мужского и женского пола, при условии, что
они хорошо знакомы с основами блота, опытны в проведении обрядов и т. п. Лица, проводящие обряд,
помогают молодожёнам с подготовкой к свадьбе: мужчина (или отец) – жениху, женщина (или мать) –
невесте. Их задача состоит в том, чтобы ввести молодожёнов в курс прохождения обряда, объяснить его
смысл, рассказать о том, какими обещаниями и клятвами им предстоит обменяться и т. д., а также
служить посредниками при церемонии обручения.
Смысл брачной церемонии заключается в том, что союз молодожёнов скрепляется перед богами, и для
новосозданной семьи у богов испрашиваются счастье, мир, достаток, здоровье детей и т. п.
5. У́тфёр (похороны).
Название происходит от древнеисл. útför – «путешествие вовне», то есть за пределы видимого мира.
Смерть в блоте понимается как дорога, как путешествие, и цель похоронного обряда – подготовить
человека к этому путешествию, а также к последующему существованию в посмертии.
В блоте допустимы как кремация тела, так и ингумация (захоронение в земле/под курганом и т. п.).
6. Э́рви (тризна, поминальный цикл).
С обрядом похорон тесно связан поминальный цикл, поминки, включающие ритуальную трапезу и
питьё. Название происходит от древнеисл. erfi – «тризна».
Смысл поминок в том, чтобы помочь умершему в прохождении этапов посмертия: суда богов и
путешествия к месту своего жилья в загробном мире.
7. Гóдагёрд (посвящение в жрецы).
Название обряда происходит от древнеисл. goði – «жрец» и görð – «создание, сотворение». Данный
обряд проводится над человеком, являющимся кандидатом в состав духовенства.
8. Иные обряды.
Это обряды, которые маркируют изменения социального статуса человека, такие как: вступление в
какую-либо должность, коронация и т. п. На данный момент эти обряды не разработаны подробно,
поскольку в них нет необходимости.
5.6. Календарь.
Календарь блота – Рáгнахри́нг – от древнеисл. – ragna – «богов» и hringr – «круг, кольцо» - «круг богов»
– отличается как от традиционного древнеисландского годового круга, так и от восьмичастного «Колеса
года», используемого многими германо-скандинавскими язычниками.
В блоте год насчитывает 365 дней, делится на два основных периода – зиму и лето. Но он также
разделён на 13 частей – 12 месяцев, названия которым даны в честь богов германо-скандинавского
пантеона и одну «неделю», которая не входит в перечень месяцев. Основания для подобного
разделения находятся в одной из эддических песен.
В календарь блота заимствовано понятие високосного года, который рассчитывается точно так же, как и
в григорианском календаре.
5.7. Сакральное время.
Сакральное время в блоте – особые периоды годового круга, во время которых проводятся праздники,
отмечаемые в целях почитания богов или воспоминания о некоторых мифологических событиях.
Основные праздники:
1. Вéтрнэт́ р (Vetrnætr) – «зимние ночи» и Дисаблот (Dísablót) – «жертвование дисам» - отмечаются в
период с 23 окт. по 21 ноября.
2. Йол (Йоль) (Jól) - отмечается в период с 22 декабря по 20 января.
3. Фáсталáун (Fastalaun) –«вознаграждение пламени» - отмечается в период с 20 февраля по 22 марта.
4. Вёлнаборг (Völnaborg) – «холм вёлв (вёльв)» – отмечается в период с 21 апреля по 21 мая.
5. Сум́ арнóтт (Sumarnótt) – «летняя ночь» - отмечается в период с 20 июня по 24 июля.
6. Хáустбод (Haustboð) – «осенний пир» и А́лваблот (Álfablót) – «жертвование альвам» - отмечаются в
период с 18 августа по 23 сентября.
5.8. Сакральное пространство.
Технически блот допускает освящение любого пространства, если есть потребность в проведении
какого-либо обряда, однако последователи блота могут создавать и постоянные культовые места,
которые можно разделить на несколько категорий.
1. Священная роща – лундр (lundr).
Это – самая простая форма святилища: некая роща, которая считается священной по совокупности ряда
признаков или же посвящается богам.
2. Святилище – ве (vé).
Следующий тип сакрального пространства – ве. Это культовое место, которое отделено от остального
пространства некой границей: рвом, забором, тыном и т. п.
3. Храм – хов, бло́тхус (hof, blóthús).
Хов (храм) или блотхус («дом блота») представляет собой полноценное строение, которое используется
для проведения обрядов и жертвенного пира.
Помимо вышеперечисленных типов, почитаемыми могут являться различные природные объекты:
камни, родники, реки, болота, отдельные деревья, холмы и. т. п.
5.9. Околорелигиозные практики.
В концепции блота допустимы различные практики колдовского характера, как традиционные для
германо-скандинавского язычества (скальдическое искусство, сейд (seiðr), руническое искусство и т. д.),
так и новосозданные (при условии их непротиворечия иным элементам германо-скандинавского
язычества).
5.10. Символика.
Как отдельная ветвь германо-скандинавского язычества, блот не имеет какой-то общепринятой
символики. Последователи блота вправе использовать любую символику, находящуюся в границах
древнескандинавской культуры*.
* Символы такие, как: «молот Тора», рунические надписи, жестовый символ «молота Тора» (hamarsmark) и т. п., за
исключением тех, которые запрещены законодательством страны, в которой проживает последователь блота.
Часть 6.
Общественная и религиозная деятельность.
6.1. Объединения последователей блота.
Последователи блота могут создавать любые объединения (как формальные, так и неформальные) для
совместного почитания богов, проведения праздников и обрядов.
6.2. Духовенство (гóдадóмр).
В концепции блота существует духовенство как отдельная группа лиц, которая, тем не менее, не
обладает исключительным правом на посредничество между богами и людьми, а осуществляет
богословские и (в некоторых случаях) административные функции. Духовенство не обладает
исключительным правом на проведение обрядов, и любой последователь блота может провести
необходимый обряд самостоятельно.
Духовенство носит название гóдадóмр* (goðadómr – от древнеисл. goði – «годи, жрец» и dómr – «суд,
назначение, состояние», которое в русском можно передать через -ство). То есть «жречество,
духовенство».
*Это название не имеет исторических корней. На основании источников можно сделать вывод, что в историческом
германо-скандинавском язычестве отсутствовал собирательный термин для наименования «духовенства». Тем не
менее, этот пробел решено было восполнить.
Представители духовенства имеют ряд обязанностей:
1. Сохранение и развитие блота, как отдельной ветви германо-скандинавского язычества.
2. Развитие богословия.
3. Религиозное обучение последователей блота.
4. Благоустройство и содержание культового пространства.
5. Взаимодействие с общественными и государственными структурами, если есть такая необходимость.
6.3. Требования для кандидатов в представители духовенства, и соответствующие звания.
Первичные (до религиозного обучения) требования к кандидату в духовенство (гóдадóмр) состоят в
следующем:
- являться последователем блота,
- возраст от 27 лет,
- обладать здоровьем и полноценностью физического тела (допустимы исключения, объективно не
мешающие проведению религиозных обядов),
- находиться в состоянии цельного, неповреждённого разума и мышления, исключающего слабость
веры, слабость духа и слабость принципов,
- соответствовать определённым нравственным качествам, позволяющим говорить о «добром имени»
кандидата,
- быть готовым к соблюдению ряда запретов, устанавливающих границы духовно-нравственной чистоты
будущего священнослужителя.
Требования, возникающие по факту религиозного обучения:
- быть хорошо знакомым с германо-скандинавской мифологией,
- понимать смысл мифов,
- уметь рассуждать на религиозно-богословские темы,
- хорошо ориентироваться в древнескандинавском языке (уметь читать эддические источники в
оригинале, понимать смысл написанного),
- уметь проводить обряды блота,
- заниматься ритуально-творческой деятельностью (сложение молитв,  изготовление ритуальных
предметов и т. п.),
- соблюдать вышеозначенные запреты, устанавливающие границы духовно-нравственной чистоты
будущего священнослужителя.
Кандидат в представители духовенства должен не только соответствовать вышеуказанным
требованиям, но также пройти через обряд посвящения и принести клятву, состоящую в обязательстве
следовать путём духовного лица, исполнять принятые на себя в связи с этим обязанности и т. п.
Помимо этого, кандидат в представители духовенства должен заручиться поддержкой минимум трёх
свидетелей, подтверждающих тот факт, что он соответствует вышеназванным требованиям, а также то,
что сами свидетели доверяют кандидату право проведения обрядов.
Отдельным случаем является наличие у человека некой «отметки» свыше, говорящей о его
«предназначении» к пути духовного лица. Это наиболее сложный случай, который должен
рассматриваться другими последователями блота с позиций критического подхода, поскольку граничит
с областью т. н. «непроверяемого личного гнозиса».
Ещё более сложным случаем, требующего аналогичного подхода, является предполагаемое наличие у
кандидата каких-либо колдовских способностей.
В блоте существует два звания для представителей духовенства: годи (древнеисл. goði) – для лиц
мужского пола, гюдья (древнеисл. gyðja) – для женского. Значение данных слов можно примерно
перевести как «божий», «божья», в том смысле, что представитель духовенства в определённой
степени принадлежит богам.
6.4. Миссионерская деятельность.
Блот не ведёт миссионерской деятельности с целью увеличения своих последователей.
Это связано с тем, что блот ценит свободное волеизъявление человека, и не считает сколь-нибудь
полезным навязывание религиозных взглядов.
6.5. Общественная деятельность.
Последователи блота и объединения могут по своему усмотрению осуществлять любую общественную
деятельность, не выходящую за рамки действующего законодательства: помощь малоимущим, детским
домам, экологические проекты, обучение прикладному ремеслу или иным навыкам.
Часть 7.
Принятие блота.
Принятие блота осуществляется личным волеизъявлением человека, разделяющего принципы блота
полностью или частично.  Обряд труаръятнинга желателен для прохождения, но не является
обязательным в нынешних условиях.

Ю.Слеповронский