🔥 Ну а теперь - еще про Громницы, но уже для пытливых умов 🔥

Громницы, как уже было сказано, хоть и приходятся на самую середину зимы, все же ассоциировались в народе с моментом первой встречи зимы и весны, - хотя такое осмысление праздника, с большой долей вероятности, сформировалось под влиянием христианского праздника Сретения 2/15 февраля, праздника "Встречи". Эта мифологическая "встреча" должна была как-то осмыслиться в народе, как это обычно происходило с другими христианскими праздниками, - и, видимо, так и появилась "встреча" зимы и весны, - хотя там, где посевернее, о подобной встрече и речи еще быть не может.

Но, впрочем, где посевернее - Сретенье так и не воспринималось, и Громница - праздник совсем не общеславянский, хотя в наши дни и включенный в восьмичастный Кологод (который вообще является современной годовой конструкцией), и его традиции тоже немного "выпадают" из природного цикла, - то есть совершенно понятно, откуда в феврале Велесовы святки с их "волчьими" и "коровьими" днями (поскольку в это время начинается брачный период у псовых, а у домашних животных в традиционном хозяйстве начинается отёл, рождаются самые первые телята), а откуда тут взялась внезапный день Перуновой силы с громом и пламенем - уже вопрос.

Дело в том, что этот праздник сформировался уже в христианское время, ареал распространения Громниц и обрядов, связанных с огнём и особыми громничными свечами, их созданием и освящением в целом совпадает с ареалом распространения католичества среди славянских народов (Польша, Словения, Чехия, запад Беларуси), а также свечные обряды встречаются там, где католический чин был в какой-то степени заимствован в православие, - например, на Украине - где свечные традиции появляются после составления в 1646 году митрополитом Киевским святителем Петром нового Требника, в который были включены 37 чинов, новых на тот момент для Православной церкви, и являвшихся переработанными чинами из Rituale Romanum; одним из таких новых чинов как раз и был "Чин благословения свещ на Сретение Господне". У старообрядцев же и в греческой церкви нет никаких следов огненных обрядов на Сретенье или особых свечей - собственно, поэтому мы и видим, что у тех славянских народов, которые принадлежат к православному ареалу, названия этого праздника никак не связаны ни с громом, ни со свечами - тут это Сретенье, Сустретьев день, Зимна Богородица, Сретен и Обретен, Средозимци и т.п.
Среди же народов, исповедующих католицизм, названия другие - Громница или Мария Свечная, Свечной праздник, Матерь Божья Громничная, Svitlomarinje, Свечница и т.п.

То же касается и даты праздника: в современном языческом кологоде Громница занимает место между Колядой и Масленицей, между Зимним Солнцестоянием и Весенним Равноденствием и приходится на 2 февраля - именно 2 февраля празднуют Сретенье/Громницу католики, у православных Сретенье, традиционно, из-за календаря, позже - 15 февраля. Место это то же самое, что занимает в восьмеричном западном колесе года Имболк - праздник кельтского корня, связанный с богиней Бригитой, покровительницей, в числе прочего, огня (в христианстве - святой Бригитой, чей день памяти приходится на 1 февраля).

Но при этом надо отметить, что название Громница для Сретенья - уникально, и встречается только у славянских народов. Довольно общими, хотя явно поздними, принадлежащими уже к христианскому периоду, являются представления о свечах, с помощью которых можно уберечься от грозы в течение года, только славяне-католики освящают такие свечи на Громницу-Сретенье, а славяне-православные - уже как правило на неделе перед Пасхой. То, что свечная традиция начала февраля присутствует только у славян-католиков, говорит о том, что традиция эта с большой долей вероятности является заимствованной, пришедшей из западной Европы.

Откуда же взялась европейская свечная традиция во время Сретенья не вполне ясно. Сам праздник с его значениями очищения заместил, стараниями папы Геласия 1, римские Луперкалии в честь Фавна Луперка и Юноны Фебруаты, но в римском празднике не было традиции особых огней. Возможно, связь с пламенем обеспечила Святая Бригитта Килдарская (и её языческая предшественница, богиня Бригитта), которые определённо были связаны со священным огнём, но с тем же успехом это может быть и чисто христианское изобретение. На христианские представления о смысле Сретения, как встречи человечества с воплощенным светом Спасителя это хорошо накладывается, и особое значение свечей закрепилось в обряде, так же как название Кандлемас (Месса Свечей), известное во многих странах. Впрочем, огненная традиция для Сретенья начинается складываться, видимо, не раньше 15 века, и особенно она была связана с чествованием Девы Марии - Богородицы Свечной, Марии Канделарии, поскольку в это время, в дни Сретенья, была чудесным образом обретена статуя Марии с младенцем в одной руке и свечой в другой.
С другой стороны, праздничное шествие со свечами, согласно Liber Pontificalis, было введено папой Сергием I Сирианином (687-701) - эта процессия начиналась от римского Форума и направлялась в бизилику Santa Maria Maggiore. Поскольку процессия носила покаянный характер, есть предположения, что она заместила в некоторой степени римский обычай Амбурбии - очистительного и искупительного языческого общегородского шествия в начале февраля.

Еще нам следует стоит обратить внимание на то, что и Имболк (День Бригитты) для Ирландии и Амбурбии и Луперкалии для Рима - это время завершения зимнего времени и начала климатической весны, в отличие от нас, а идея всех этих праздников - очищение перед началом весеннего времени. И там в это время уже действительно может греметь гром, а огнь небесный сходить с небес на землю в молниях.

У нас же первые дни февраля - это время середины зимы, сам февраль называется в народе лютенем - злым месяцем, зовут его так отнюдь не за весенние нотки в его время. Сама же весна начнётся много позже - уж точно не раньше весеннего равноденствия в конце марта. И тут важно, что в восточнославянских народно-христианских представлениях полноценная весна начиналась с Великдня - то есть с Пасхи, перед которой, на страстной неделе (тоже связанной с очищением, между прочим) как раз и освящались особые свечи для защиты от грозы, аналогичные громничным.
То есть идею оберега от грозы можно считать общей для славянских народов. В христианское время это могла быть свеча, которая хорошо вписывалась в допустимые, одобряемые обереги (ну и вспомните, когда вообще появились свечи в нашей истории - вовсе не во времена дохристианского язычества), но ту же роль могла выполнять и ветка вербы, и пучок крапивы, взятых и освященных в определенный день - то есть чувствуете? верба уже распустилась, крапива уже зазеленела. Ту же роль могли исполнять кости жертвенного животного (например, ягненка), или "громовая стрелка" (белеменит), щепка от первого в году "громобоя" - дерева, пораженного молнией, или головешка от колядного бадняка, и если головешку, чтобы уберечься от грозы, еще могли зажечь, то щепу от громобоя заново не зажигали - она и так опалена чистейшим небесным огнём. То есть идея зажигания огня, чтобы уберечься от грозы - далеко не самая распространенная, но, повторю, зато оберег-свеча был абсолютно приемлемым в христианское время.
Оберег от грома, вероятнее всего, должен быть изготовлен в начале весны, когда гром действительно уже может греметь, когда начинаются настоящие грозы - у нас это время отмыкания земли, где-то в районе Ярилина Дня. Это мог быть и день, когда гром впервые гремел, отмечая пробуждение земли и начало ярой весны, или какой-то определенный календарный день, после которого можно было ждать уже проявления громовой силы.

Да, в феврале в наших широтах случаются снежные грозы (чем севернее, тем реже, к слову). Но это скорее исключение из правила, нежели правило, а традиционный праздник не может опираться на неустойчивое, не каждый год свершающееся явление. А праздник это важный, т.к. количество обрядов-оберегов от грозы у славян огромно, ведь, пока не было громоотводов, можно было потерять всё, что ты имеешь, от одного лишь попадания молнии в дом, - и в таком важном деле никак нельзя было опираться на случайность, на исключение, которое то ли будет, то ли нет.

Так что, други, думайте и решайте для себя, что вы празднуете в начале февраля. Середину зимы или начало весны, явление в зимних снегах Велесовой силы или Перуновой, зачем делаете свечи и почему именно сейчас.

С поклоном,
Жрец Кудей и Ворожея Шуя

текст: © Шуя (Наталья Никольская)
написано 20 просинца (января) 2020 года