взято из просторов интернета.
Мало кто помнит и знает, ведь христианизация и исламизация очень сильно стремилась как можно сильнее уничтожить культуру и оторвать народы и Рода от корней, привить покорность и стереть память.
В наше время лишь немногие энтузиасты восстанавливают то что планомерно уничтожалось 1000ю лет христианами и 70 лет союзом в отношении памяти народов СНГ.
Если Боги скандинавов и славян более менее известны (по причине лояльности церкви после крещения, язычников убивали и устраивали гонения время от времени), то с исламизированным Кавказом дело обстоит печальнее, по причине вражды исламского мировоззрения в отношении язычества и прямых призывов в Коране убивать таковых.
Вашему вниманию бесценный материал на тему пантеона и мифологии народов доисламизированного Дагестана, который стоит знать не только представителям данных народов, но и нам - славянам.
Почему? Спросите вы.
А все просто, по причине общих древних Богов чьи имена схожи между народами живущими за 1000лет друг от друга.
И не только имена но и составляющие атрибуты.
К примеру всем понятно имя "Асс" в дагестанской мифологии. Все знают что у скандинавов "Ас" - бог светлого пантеона.
Или прекрасный дагестанский "Барг" он же у скандинавов "Бальдр". Тот самый для кого только лучшие слова о его красоте, доброте и уме.
Именно на основе изучения мифологии соседних народов мы можем более досконально изучить и свою культуру, собрав её как мозаику.
Потому что вся древняя культура ни что иное как единое Арийское наследие, принесенное всем разумным людям в далёкой древности.
Абдал - у лакцев, дагестанцев бог охоты, покровитель оленей,туров. Заботится о состоянии животных, ограничивает их отстрел. В жертву ему приносили сердце и печень убитого животного, а кости оставляли нетронутыми - поскольку считалось, что Абдал оживляет по ним зверей.
Ал Паб, в мифологии лезгин, лакцев (алмас хатун), татов (дедйй-ол), рутульцев, агульцев (албасти), андийцев (гогoчи) злой дух, вредящий роженице и ребёнку. В рутульских мифах Ал Паб - зооморфные существа, похожие на кошку. Согласно лезгинским мифам, они живут по берегам рек, поросших лесом, около родников, у озёр. Завладевают сердцем, печенью и другими внутренностями матери и новорождённого, бросают их в воду - мать и ребёнок умирают. По представлениям лакцев, Ал Паб иногда сожительствуют с охотниками.
Алпан, в мифологии лезгин, татов (Атошперйз) божество огня (у лезгин и ныне существует проклятие: "Да убьёт тебя Алпан").
Асс, в мифологии лакцев божество грома и молнии. Живёт на небесах, ездит в фаэтоне. Его постоянная дорога - Млечный путь ("дорога Асса" на языке лакцев). Колёса фаэтона и подковы коней при езде по ухабистым дорогам стучат, грохочут, отсюда - гром. Молнии - это искры из-под колёс. В мифологии цахуров ему соответствует Арш.
Барг, в мифологии лакцев, аварцев (Бак), лезгин (Раг), даргинцев (Берхи) божество, персонификация солнца. Имеет облик прекрасного юноши, излучающего ослепительный свет. Барг выходит из моря и заходит в него. Его заглатывает морское чудовище Куртма; спасает и возвращает на небо бог Зал.
Барз, в мифологии лакцев, лезгин (Варз), даргинцев (Бадз), аварцев (Моц) божество, персонификация луны. Имеет облик прекрасноликой девушки. Распространён сюжет о пятнах на луне: луна и солнце (см. Барг) были влюблены друг в друга. Но луна стала хвастаться тем, что красивее солнца и на неё смотрят больше, чем на него. Тогда солнце бросило на лик луны комья несмываемой грязи, отсюда — пятна. Обидевшись, луна убежала от солнца, которое поняло свою вину и тщетно пытается догнать луну. Согласно мифологическим представлениям рутульцев, луна и солнце раньше были людьми — братом и сестрой, славившейся невиданной красотой. Брат влюбился в сестру, и она превратилась в солнце, а он — в луну.
Гудил, в мифологии табасаранцев, татов, рутульцев (Гуди), цахуров (Годйй), лезгин (Пешапбй), лакцев (Зювил) божество дождя. Следы культа Г. сохранялись в обрядах вызывания дождя, в которых Г. изображал мужчина или юноша, покрытый зелёными ветками.
Гуцар (множ. ч. от гуц, "божество"), в мифологии лезгин божество урожая, покровитель земледелия и скотоводства.
Зал - в мифологии лакцев, цахуров (Гыниш), рутульцев (Ийниш), аварцев (Бечед), татов (Офирогор) верховный бог. С распространением ислама стал отождествляться с аллахом.
Залзанагый, Йадланин ("мать болезней"), в мифологии рутульцев, аварцев (Унтул эбел), андийцев (Рукурли ила), ботлихцев (Годали Ила), лакцев (Аццалав) злой дух, принимающий облик женщины огромного роста, с длинным носом, нечёсаными волосами, в лохмотьях. Его появление влечёт болезни, несчастья (войны, голод и др.). По поверьям, от него можно откупиться едой, старой одеждой.
Идор, в мифологии татов, лакцев (Хбрши Кулб, Уртил Читу), божество растительности, плодов. По поверьям татов, пользоваться собранными плодами можно лишь после принесения в жертву Идору части урожая.
Каж, в мифологии аварцев добрый дух, охранитель домашнего очага и благополучия семьи; имеет облик белой змеи. По поверьям, Каж иногда располагается на кувшине (обратив свою голову к горлу кувшина), и тогда умножается содержание сосуда, обезвреживаются действия "дурного глаза". Считается, что растение, которого коснулся Каж, бурно разрастается,
Кини, в мифологии лакцев, дидойцев (Кине), даргинцев (Кэне), рутульцев (Тушед pышбй), татов (Нумнегир), добрый дух, покровитель рода, семейного очага; приносит изобилие в дом. Согласно многим поверьям, Кини невидим, является в дом в пятницу (чтобы задобрить Кини, хозяйки смазывают в пятницу горячие печки жирным куском мяса или маслом).
По поверьям лакцев, Кини выступает в зооморфном облике - в виде кошки, хомяка, змеи с ногами и золотыми рогами; на муке, которую хозяева насыпают для него в тарелку, оставляет следы; человеку, увидевшему Кини, суждено счастье. Звуки, издаваемые жуком-древоточцем, лакцы осмысливают как звуки Кини, свидетельствующие о покровительстве духа дому. По представлениям даргинцев, Кини - женщина высокого роста, с большими грудями, с красными длинными до пят волосами, обычно невидимая людьми; обитает в центральном столбе дома. её уход из дома предвещает беду, сама же она зла не причиняет. В мифологии татов Нумнегир имеет облик ласки, большой крысы. Первоначально считался добрым духом; по поверьям шкурка одного из этих животных, прибитая над постелью роженицы, больной, могла предохранить их от злых духов. Постепенно представления о Нумнегире модифицировались; он стал рассматриваться как предвестник несчастья (отсюда его название, означающее "имя, которое не произносишь").
Кушкафтар , в мифологии табасаранцев, лезгин, рутульцев (кашкафтар), цахуров (ална йед), лакцев (кавтар кари) антропоморфный злой дух. Чаще всего имеет облик безобразной старухи с острыми, торчащими изо рта клыками, горящими глазами, с нерасчёсанными длинными волосами, большими грудями. Считалось, что К. живёт с дочерью в лесу, похищает детей и сжирает их ночью.
Мамов, в мифологии лакцев, андийцев, даргинцев-акушинцев (мому), татов (мому, момой), аварцев-андалальцев (хабучи) - опасные духи. По народным поверьям, мамов - злобные, опасные духи, насылающие на детей болезни, смерть; имеют облик старух в белых или чёрных одеждах.
Пари, в мифологии лакцев, аварцев, лезгин, цахуров Пари - духи, покровительствующие избранному ими человеку. Выступают в облике красивых женщин. Согласно широко распространённым в прошлом поверьям, Пари влюбляются в человека, вступают с ним в интимные отношения. Мужчина, не принявший любви Пари, наказывается болезнью. Своего избранника Пари награждают способностью изгонять злых духов, предугадывать судьбу, излечивать болезни. В лакской мифологии Пари- избранница нартов Бархху и Арин, живёт на вершине снежной горы во дворце из хрусталя. В лиро-эпической любовной песне аварцев и лакцев герой полюбил Парил Мисиду ("золотая дочь Пари"), обитающую в хрустальном дворце румского царя.
Сухасулу, луту, в мифологии лакцев, аварцев (кегилу), лезгин (квал, кварц), рутульцев (хварц), табасаранов (хварс), цахуров (курчeл) злой дух. Согласно поверьям, С. имеет облик старухи в лохмотьях, с большими дряблыми грудями, распущенными волосами; живёт за закромами, наваливается на спящего человека и душит его. С. служит человеку, которому удалось внезапно схватить её ожерелье. Квал (кварц) принимает облик старика или чёрных домашних животных (кошки, собаки, козла и др.), хварц — кошки; хварс — антропоморфное существо с одной ноздрёй (считалось, что тот, кто завладеет шапкой-невидимкой, которую хварс, входя в комнату, кладёт на кувшин с водой, становится его повелителем).
Рикирал дак («топорогрудый»), в мифологии лакцев и дидойцев (чалхулчи) злой лесной дух антропоморфного облика, из груди которого торчит топор. По представлениям лакцев, он покрыт густой длинной шерстью. Отличается большой силой, неуязвим; однако идёт в услужение к человеку, сумевшему с помощью хитрости вырвать у него клок шерсти. Рикирал даку аналогичен кумыкский кылыч тёш («саблегрудый») или темир тёш («железногрудый»).
Чассажи - в мифологии лакцев хозяйка ветров. Обладает длинными растрёпанными волосами. Живёт в доме, находящемся в безлюдном месте. Покровительствует обездоленным, сиротам. На людей, совершивших дурные поступки, насылает ветер, сметающий всё на своём пути, иссушает землю. Для её умилостивления вытапливают на огне сало жертвенного барана