Отрывок статьи.
Мы знаем, что искусство гальдра, подразумевало колдовство с помощью песни, но что это были за песни? В статье Леонида Кораблева «Бубен нижнего мира и Гэнд-альф?» автор приводит отрывок из старейшего наорвежского источника, написанного на латинском языке в конце 12-ого века «Historia Norvegiæ» (История Норвегии):
«Однажды, когда некие торговцы трапезничали у лопарей, совершенно внезапно хозяйка дома пала наземь мертвой. Тогда один ворожей (galdra-maður) расстелил одеяния и приготовился к кощунственному колдовству (galdur). Взял в руку рунический барабан rúna-trumba (бубен: форма его описана, см. ниже), долго плясал и пел заклинания (gól galdra), но под конец упал навзничь, исходя пеной, с распоротым животом. И был он мертв. Затем другой ворожей (galdra-maður) занялся тем же самым, но добился противоположного результата. Хозяйка дома ожила и рассказала то, что она видела только что, находясь в обмороке смерти. Ворожей (galdra-maður), который пал замертво, превратил свой «ганд» в подобие кита (bregða gandi sinum í hvals-líki), и когда, таким образом, его «ганд» (gandr) мчался с огромной скоростью сквозь воду, настолько ему не посчастливилось, что он налетел прямо на враждебный «ганд» (gandr), который принял форму острого кола, торчащего со дна. И он разорвал свой живот на том колу. Так случилось, что ворожей (galdra-maður) умер с распоротым животом… »
Перед нами описание шаманского камлания. Шаманство названо гальдром (galdur), шаманы – колдунами (galdra-maður), шаманский бубен – руническим барабаном (rúna-trumba), а шаманская песня – заклинанием (galdra). Можно сказать, что шаманили то сами лопари (что, кстати, из текста не ясно) и к норвежской традиции никакого отношения это не имеет, но тут появляется еще один термин – ганд (gandr), имеющий именно скандинавское происхождение, как например термин руна. Упоминается он также во многих исландских рукописях в контексте «полет на ганде». Есть даже специальные рунические ставы и колдвские рисунки для осуществления этих полетов, которые должны были вырезаться на палочках или посохах. Также имеется вариант исландского рунического шифра, называемого «ганд-рунами». Судя по этим данным, ганд – это нечто, во что превращается колдун (шаман) во время ритуала гальдра (камлания) и совершает путешествия или какие-либо действия. Говоря терминами сибирского шаманизма, ганд может быть шаманской душой (тело сновидения по Кастанеде) или духом-помощником, с помощью которых шаман перемещается по мирам. В рамках этой теории можно объяснить и специфическое название бубна – рунический барабан. Если слово руна используется в качестве обозначения колдовской песни, или шаманской песни, то рунический барабан – это барабан для исполнения шаманской песни. Есть еще один интересный момент, подтверждающий теорию о том, что гальдром называли (в том числе), скандинавский шаманизм. Открывем исландско-русский словарь Беркова и читаем gald|ur¹ m -urs, -rar колдовство, волшебство, магия; galdur² a göld, galt бешеный, дикий. Те, кто мог наблюдать камлание традиционных шаманов, поймут связь. Состояние шаманского транса, сопровождается танцами и звуками, которые можно сравнить с криками диких животных. Порой камлающий шаман действительно похож бешенного дикого зверя. Заинтересованным в этой теории советую прочитать статью по лапландскому шаманизму – "Лапландский шаманизм и символика лапландского шаманского бубна" Андрей Демкин СПб 2009.