Создатели мира и людей

(С) Смирнов, Владимир (Хауквид); Клуб Рунагальд

Среди прочих загадок Северной мифологии весьма интересна троица Асов, причастных
к сотворению Мидгарда и людей, его населяющих.
Существует несколько мифов, где фигурируют троицы Богов:
Первый миф - это история создания Мидгарда из тела Имира, которая описана в
Младшей Эдде (Видение Гюльви, 6-8). Там упомянуты Один (Oðinn), Вили (Vili) и Ве
(Ve). В начале мифа они названы братьями, сыновьями Бора и Бестлы, внуками Бури
(на это их родство также указывает Старшая Эдда - Речи Высокого, 4).
Второй - создание (оживление) людей имеет два варианта. Вариант Младшей Эдды
продолжает историю создания Мира - и создателями людей предстают те же Один,
Вили и Ве (Видение Гюльви, 9). Вариант Старшей Эдды (Речи Высокого, 17-18)
рассказывает об Одине, Хёнире (Hœnir) и Лодуре (Loðurr).
Третий - похищение Идунн (Младшая Эдда, Язык поэзии, 2-4). Участвуют Один,
Хёнир, Локи (Loki).
Четвёртый - "выкуп за выдру" (начало истории золота Нибелунгов) (Младшая Эдда,
Язык поэзии, 46). Здесь опять - Один, Хёнир и Локи.
Также может быть указана троица Асов из Видения Гюльви (Высокий, Равновысокий и
Третий), но эпитеты эти слишком расплывчаты, чтобы на них можно было бы строить
хоть какие-то рассуждения.
Как видно, "постоянным членом" всех этих троек является Один. Но также в этих
историях присутствуют малопонятные Вили, Ве, Лодур и Хёнир. Если Хёнир хотя бы
мельком упоминается в других местах, то первые три имени нельзя встретить нигде,
кроме как в упомянутых выше сюжетах. Вопрос - это что, такие незначительные Боги,
раз про них ничего более не говорится? Но как
незначительные боги могут быть причатсны к таким важным событиям, как сотворение
Мидгарда и население его людьми? Тут явно что-то не так. Я считаю, что упомянутые
"редкие Боги" являются другими именами всем хорошо известных Богов, и ниже я
покажу каких.
Сначала разберёмся с мифом об Аске и Эмбле. Если предположить, что и песнепевцы
Старшей Эдды, и Снорри в Младшей рассказывали об одних и тех же персонажах (что
логично), но называли их разными именами, то напрашивается следующий вывод -
Вили Старшей Эдды это либо Хёнир, либо Лодур Младшей, а Ве - наоборот, либо
Лодур, либо Хёнир. Никто другой, кроме Лодура и Хёнира, ни Вили, ни Ве быть не
могут.
Дальше обратим внимание на мифы о Идунн и Нибелунгах. Место Лодура в них
занимает Локи.
Предполагая некую стабильность в мифологическом сознании, а тем более в самой
традиции устной передаче мифов, можно утверждать, что Локи - это не вновь
прибывший "новобранец", а тот же Лодур, только под другим именем. Некоторым
образом на тождество Лодура и Локи также намекает и перевод этих имён. Так, имя
Лодур происходит от слова Loða ("привлекать") или от слова Leiða ("вести") и означает
"привлекающий", "ведущий". Имя Локи выводят либо от Logi ("пламя"), либо от Lok
("конец, завершение"). Пламя факела помогает идти, пламя родного очага и завершение
дела привлекают - в глубинных слоях эти понятия очень родственны. Также отмечу,
что не Лодур, а именно Локи побратим Одина, и, по логике вещей, именно он должен
сопровождать Одина в путешествиях.
Пока получается следующая картина - Один, Хёнир (Вили или Ве?), Локи (он же
Лодур) (Ве или Вили?).
Для того, чтобы правильно соотнести Вили и Ве с Хёниром и Локи, обратимся к
словарю. Ве - от слова Ve ("святилище"), а оно, в свою очередь, - от корня -vig-,
который обозначает всё священное; а Вили - от Vilir ("желание", "воля"), которое опять
же содержит древний корень - -vil-. "Привлекающий", "ведущий" к "завершению",
"горящий" Лодур-Локи соотносится именно с "желающим" Вили, просто из-за сходства
смыслов перевода их имён. Тогда Хёниру "остаётся" Ве.
Итак - Один, Хёнир (Ве), Локи (Лодур, Вили). Двое из трёх Асов вполне известны. Но
кто же такой Хёнир?
Я утверждаю, что Хёнир-Ве - это Хеймдалль (HeimdallR). И вот почему:
Во-первых, их объединяет понятие "[ограниченное] священное пространство". Ве как
раз это и обозначет в переводе - некое "святилище", "храм". Хеймдалля же называют
"белым" и "священным", он стоит на страже границ Асгарда у дальнего края Бифрёста.
Имя его в переводе означает Мировое Древо (HeimR + DallR), которое является самым
святым из всех деревьев, и границы которого являются одновременно границами
нашего Мира. Также можно вспомнить, что рождён он волнами - то есть на границе
сред воды и воздуха. Соотнесение Хеймдалля и священных границ очевидно.
Во-вторых, Локи и Хеймдалль тесно связаны друг с другом. Можно вспомнить сюжеты
Рагнарёка (Локи сражается именно с Хеймдаллем) и их соперничество за ожерелье
Фрейи. Мифологические пары, как правило, очень устойчивы, и появившись в одних
мифах, они должны появиться и в других (мифах про тройку Богов).
В-третьих, само имя Хёнир значит петух (от слова Hœna - "курица"). Хеймдалль может
быть проассоциирован с петухом из-за звучания своего рога, которым он будит других
асов, как петух будит крестьян своим криком.
Получилось - Один, Хеймдалль (он же Хёнир и Ве), Локи (он же Лодур и Вили).
Почему именно эти Боги названы в Традиции творцами Мира и людей? Потому что
именно они отражают основные силы мироздания:
Один (от слова OðR - "дух", "ярость") означает исходящую изнутри (Мидгарда ли,
человека ли, или любого другого деятеля) активность, силу упорядочивания. Здесь
Один выступает олицетворения множества Богов (самого себя в узком смысле как Бога
разума и интуиции, Фригг как Богини знания, Тора как Бога активного, волевого
действия, Фрейи как Богини любви, Бальдра как Бога мечты) - одним словом, он Бог
активного духа вообще.
Локи противоположен ему - он Бог внешней активности, независимых от деятеля
событий. Он может предстать и как Турс (если его результаты его "проделок" не
совпадают со стремлениями истинных Асов, мешают достижению совершенного,
идеального состояния), и как Ас (если "дружелюбен" им).
Внутреннее стремление к идеалу и внешний хаос неразрывно связаны между собой.
Упорядочивающая деятельность является ответом на внешний (то есть возникающий
независимо от воли деятеля) беспорядок. Если нет беспорядка, то не проснётся и тяга к
порядку. Но и беспорядок возникает не сам по себе, а как результат множества
действий других существ, направленных на достижение порядка. Порядок для одних -
это зачастую беспорядок для других. Если никто не будет стремиться к порядку, то и
беспорядка возникать не будет. Поэтому Один и Локи - побратимы, поэтому Локи - это
"желание", "пламя" и "завершение" (он пробуждает в Одине (то есть в самом "сердце"
деятеля) страсть к установлению Порядка, к окончательному прекращению
изменений).
На границе между ними находится Хеймдалль. Он - поверхность воды, сверху которой
воздух и небо, часто ассоциируемые с Асами, снизу - толща океана, которую также
часто ассоциируют с Турсами. Он - олицетворение текущего состояния. Именно
поэтому он враждебен Локи. Локи (внешняя, неподконтрольная активность) постоянно
угрожаеет установившимся границам, открывает и закрывает возможности и
необходимости, и это удар по привычному, по настоящему, становящемуся прошлым,
по инерции - то есть по Хеймдаллю. Так же и Один может быть враждебен Хеймдаллю,
- говорят, что он был пробит насквозь человеческой головой (символом разума -
Одина); значит, и собственная активность деятеля также разрушает статус-кво.
Локи меняет мир, изменение мира тревожит Хеймдалля, Хеймдалль будит Одина, Один
действует, приближая мир к идеальному порядку, отодвигая Хеймдалля на новую
границу. Но тут на сцену снова выходит Локи, и всё повторяется сначала.
Мир и человек - это вечное изменение, движение, действие, борьба. Об этом говорят
тексты Северной Традиции.
PS. Данная точка зрения на этот мифологический вопрос спорна и поэтому не
претендует на истину в последней инстанции. Настоятельно рекомендую прежде, чем
соглашаться или не соглашаться с ней, ещё раз внимательно ознакомиться с
источниками по германской традиции.

Библиотека группы Асатру