Из книги Наша вера

Идис-Тинг

(С) Гундарссон, Кведульв; Организация Трот
(С) перевод – Топчий, Надежда (Традис)

пишет Tradis

Данный раздник является аналогие Имболка и Сретенья ("когда зима с весной
встречаются"), когда в средней полосе часто дуют первые теплые ветры и проседает
снег. Приведеный ниже обряд по версии Трота создавался явно в более южных
широтах (Техас? ), ритуал первой борозды при полуметре снега и -5 (которые есть
потепление после -20-ти сегодня) не смотрится. Впрочем стоит помнить, что привязка
ко 1-2 февраля и солнечному годовому кругу - дело современное, в прежнее время
ритуал мог проводиться либо отдельно от Дистинга, либо сам Дистинг - ближе к весне.

Связывают Дистинг (как и Имболк - и в Англии, и в Скандинавии было развито
овцеводство) и с зимним окотом овец (январь-февраль, весенний апрель-май,
регулируется пастухами) и с ритуалами очищения: было принято омываться, поливать
водой домашних животных, убирать дом(подробнее об Имболке).

Our Troth. Глава 49 – Идис-Тинг.

Идис - англо-саксонское название дис, женских духов-покровительниц, из мира
предков или богинь. Перевод опять доморощенный.

В Швеции празник или ярмарка, называемая Дистинг (тинг идис (прим. перев. – в
болем привычном скандинавском варианте - тинг дис)) проводился в начале февраля,
вероятно, в районе 2 февраля. Де Врис полагает, что этот праздник в большей степени,
чем Зимние Ночи, можно связать с праздником, упоминаемым как Дисаблот Ф.Стрём
объясняет различия как региональные: Дисаблот Зимних Ночей был северо-западным
(Норвежским/Исландским), Дистинг или Дисаблот времени пахоты – восточным
(Шведским), поскольку общественное празднование празднование северо-западного
Дисаблота имело место только в южной части Норвегии. Кажется, проводилось нечто
вроде общественных мероприятий, в противовес частным домашним обрядам Зимних
Ночей, которые так же объединялись вокруг образа идис; Дистинг был в
действительности общей ярмаркой, очевидно первым большим собранием года.

Другие обычаи, ассоциируемые с этим временем – вспашка первой борозды, имевшей
особую силу. В неё клали пироги, как жервоприношение земле и, вероятно, духам поля.
Представление о первой борозде можно наблюдать ещё на скальном изображении
бронзового века из Литлсбей (Швеция). Фаллический человек с молотом или топором в
одной руке и палкой в другой начинает распахивать третью борозду. П.В.Глоб
комментирует, что очевидно, что “он занят первой вспашкой года, пробуждающей
плодородие земли после зимней спячки, фаллосом плуга, лемехом.” И цитирует старую
Борнхольмскую поговорку, гласящую, что “Три борозды Тора дают зеленую весну”.
История Гевьон, отпахавшей Селандию на своих четырёх быках-сыновьях может стать
основой ритуала этого времени.

В “Тевтонской религии” c плугом, вспахивающим землю связывается рассказ о Фрейре
и Герд, повеструющий о чем-то подобном: это - праздник, во время которого Скирнир
добивается успеха в своей поездке, преодолев сопротивление Герд при помощи руны
Турисаз, так что Фрейр смог сочетаться с ней браком и оплодотворить. В истории
Скади мы можем говорить о другой форме размораживания зимней богини. Любой из
этих мифов может быть использован в качестве ритуальной драмы в эти дни.

Рассуждения о Герд и Скади в этой книге также подводят к возможности того, что
рассказы о том, как добивались этих богинь, были связаны с ритуальным
представлением в “Пряди о Вёлси” (подробно описанной в главе о Фро Инге), в
которой сохраненный лошадиный фаллос “Вёлси” передавался по кругу со словами
“Пусть Мёрнир (ётунша) возьмёт это благо!” (прим. перев.- в оригинале – “Возьми,
Мёрнир, это приношение (жертву, дар)” ) Этот обряд мог производиться во время
Идис-тинга, когда смёрзшиеся поля должны были быть разбиты, и землю следовало
убедить оттаять тою же самой силой - когда зимние богини сбрасывают свои плащи и
позволяют плодородной весне вернуться снова. Наряду с ритуальными драмами, о
которых сказано выше, иным путём вызова этих сил (показанном в обряде далее)
может быть создание собственного “Вёлси”, сделанного из заполненной чем-то кожи,
папье-маше или, возможно, высушенного порея, и обряд обхода людей, каждый из
которых его держит и произносит стихи, заканчивающиеся фразой “Пусть Мёрнир
возьмёт это благословение!”. “Вёлси” кладётся в первую борозду или оставляется для
дальнейшего использования.

Идис-тинг: обряд.

Если возможно, обряд следует проводить вне дома, если нет – все окна в доме должны
быть открыты. Вам необходим рог, жертвенная чаша, жертвенне прутья (прутья для
разбрызгивания), пиво, кнут, “Вёлси” (или, если это неудобно или проблемы
публичного ритуала делают идею неудачной – хлеб, испеченный в форме быка),
миниатюрный плуг или что-то достаточно похоже, небольшой круглый хлебец или
пирог с нанесенням на него солнечным колесом сверху. Если вы не можете выйти из
дому для ритуала пашни, необходим ещё поднос с землёй.

I.Жрец/жрица проводит Обряд Молота.

II. Жрец/жрица становится лицом на север и призывает:

Идис все, пробудитесь ото сна!
Я приветствую вас, священные, на Тинге!
Тёмные с Северных путей, яркие как день с Юга!
Странствующие по воздуху с Востока,
Странствующие по воде с Запада.

Фрийя из Фенсалира, Фрове, мы приветствуем вас!
И всех богинь, что собрались вокруг,
И всех идис в ваших прекрасных залах,
И всех дев силы, что обитают там.

Хольда, отбрось своё морозное покрывало,
Земля не спит более,
Берёзы ждут яркого Солнца, что их освещает,
Ветер влажнеет с весной.

Идис просыпаются от долгой тёмной зимы,
Священные, в сокрытых мирах,
Глаза идис открываются на призыв,
Собираясь, они прибывают на свой Тинг.

Жрец/жрица наполняет рог и говорит:

Идис и богини, добро пожаловать в эти земли.
Здесь, в ваш священный Тинг, мы поднимаем этот рог в вашу честь!

Он/а пьёт и передаёт рог, каждый в свой черёд произносит здравицу идис и богиням.

III. Жрец/жрица поднимает кнут, три раза хлещет им воздух и затем продолжает так
делать в ритме обращения к Гевьон. С последними словами он/а ударяет землю кнутом
три раза.

Гевьон, могуче-пашущая, взрывая землю,
Подгоняй своих быков!
Ётунская мощь поднимается, управляемая богиней,
Ведомая и оформляемая твоей рукой.

Гевьон, выигравшая заклад своими рассказами,
Подгоняй своих быков!
Зеленеют борозды, что вырастают за лемехом плуга
Гевьон, дающей жизнь!

IV. Жрец/жрица откладывает кнут, берёт в обе руки “Вёлси” или бычка, говоря:

Девы ётунов, сияющие грозные невесты богов,
Яркие и холодные как мороз,

Герд и Скади, мерцают пред нами,
Сокрытые от нас ярким огнём,
Отгороженные мерцающим пламенем.

Девы ётунов, сияющие грозные невесты богов,
Белорукие подобно зимнему снегу,

Мрачная Скади, нелюбящая Герд,
Всё ещё являющие свои суровые облики.

V. Если планируется ритуальная драма сватовства к Скади или Герд, то её
представляют здесь. В противном случае жрец/жрица продолжает:

Яркая мощь должна хлынуть, чтобы растопить лёд,
Сияющий ярким светом.

Здесь приветсвие богинь, дар дисам,
Взламывающий кору земли,
Ослабляющий ненависть льда.

Он/а поднимает "Вёлси" или быка и произносит подходящий стих,
заканчивающийся словами:

Мёрнир, прими это благо!

Он/а передаёт его по кругу и каждый делает тоже самое. Для тех, чьё мастерство слов
не таково, как у наших предков, приводится пример возможных стихов:

Я мощно беру высокий vingull, я потрясаю им сияющим невестам . Он растёт подобно
луку-порею, и великий, он вздымается, Мёрнир, прими это благо!

Я поднимаю в руке vingull, я приветствую его высоту, священный исток, для всех
плодородных полей и полных утроб, Мёрнир, прими это благо!

Я держу vingull , благословляя сердцем, мощь что течет, освобождает ото льда,
проталкивается через ограды турсов, Мёрнир, прими это благо!

VI.Жрец/жрица кладёт “Вёлси” или “быка” на землю, повторяет ещё раз
“Мёрнир, прими это благо!”

Если используется бык из теста, в этот момент он/а перерезает ему
горло, пока произносит эти же слова. Он/а поднимает плуг и говорит:

Сияющий, плуг проложит борозду в земле,
Трижды шип взрежет землю,
Плуг должен пробороздить, что бы зерна прорвались наружу.
Первая борозда выводит добрый год

Он/а проводит первую борозду

Вторая борозда приносит начало благополучия

Он/а проводит вторую борозду

Третья борозда дает силу Троту.

Он/а проводит третью борозду

Роду Нертус предлагаем мы эти дары,
И Земле, что даёт нам всё.

Гевьён, мы приветствуем тебя как начало роста,
Богиня, дающая в нужде.

Жрец/жрица поднимает круглый хлеб, говоря:

Ныне мы видим Колесо Солнца, что восстает ярко и радостно сияет над землёй.
Солнце к земле мы посылаем с хлебом, и все будут иметь свою долю.

Он/а разламывает хлеб на три части и кладет каждую в свою борозду. Он/ наполняет
рога пивом вновь, освящает знаком Солнечного колеса и говорит:

Все-дарующей Земле!

Он/а отпивает и передаёт рог по кругу, а остаток выливает в жертвенную чашу.

VII. Жрец/жрица берёт жертвенные прутья, опускает их в чашу и обрызгивает борозды
и vingull, говоря:

Благословенны будьте те, кто отворяет землю!

Он/а окропляет плуг и людей, которые произносят такие благословения, для которых
чувствуют вдохновение. Он/а поднимает жертвенную чашу и медленно льёт пиво на
землю, произнося:

Эль в землю и всё на пользу,
Так будет свершено благословление!
Приветствуем всех идис!

Ответ присутствующих:

Приветствуем всех идис!

Обряд завершен.
__________________

Библиотека группы Асатру