Водный дух Ньёкк.
Дух водопадов, рек и озер чаще всего называют Ньёкком (шведский, nack, ср. Английский, «nix»). Водный дух может принимать форму человека или лошади. Известны легенды о том,как Ньёк учит людей играть на скрипке или угрожает утопить кого-то. Ньёкк часто рассматривался как демоническое существо и поэтому содержал определенные черты, отождествляемые с дьяволом. В старой традиции баллад, Ньёкк обычно изображается как опасное, эротическое существо.
«Ньёкк в форме лошади.
Однажды пастушка искала потерянных овец. Она долго ходила и была измотана. Затем она увидела серого коня и, вне себя от радости, прикрепила подвязку к ней для поводья, бросила свой фартук на спину и подвела к холму, чтобы подняться на спину. Но как только она обуздала его, она сказала: «Я не думаю, что у меня есть необходимость кататься сейчас». Внезапно лошадь побежала, прыгнула в близлежащее озеро и исчезла. Девочка теперь знала, что эта лошадь была Ньёкком, потому что Ньёкк не может слышать свое собственное имя, и они скачут обратно в озеро, если они это происходит. Дело в том, что, другое имя для Ньёкка - это «необходимость», и лошадь вскочила, когда девушка его произнесла.»
В легендах по всей Скандинавии, Ньёкк описывается как фигура лошади, которая заманивает людей, чаще всего детей, в воду. Часто предполагаемые жертвы спасаются, произнося «Ньёкк» или что-то созвучное к нему.
Сборник Магнуса Гримссона, мейстера в Мосфелле, от Арнджотура Олафссона, мейстера в Басгисе (Исландия).
«Ньёкк как рабочая лошадь.
Где-то был фермер, который вспахал свое поле по весне спомощью Ньёкка. Сначала он отправил девочку-слугу на поле, чтобы получить лошадь. Но она вернулась без нее, сказав, что на пастбище две лошади. «Возьми ту, которая не наша», - сказал фермер. Это была странная лошадь, но фермер использовал ее для всей своей весенней работы. Но он никогда не осмеливался вытащить уздечку из уст лошади. Однажды девушка-слуга должна была распрячь лошадь. Как только лошадь избавилась от уздечки, она бежала прямо в озеро.»
Можно связать водного духа в форме лошади, надев на нее узду, так же, как ведьму можно заставить остаться в форме животных, пока уздечка была на ней. Самый старый скандинавский вариант этой легенды находится в Ланддмабоке, с двенадцатого века, где описывается заселение Исландии. См. Dag Stromback, «Некоторые заметки о Nix в старой скандинавской традиции», «Средневековая литература и фольклорные исследования: эссе в честь Ф. Л. Атли (1970), 245-56. Сборник Элиса Астрома в 1941 году в Киса, Эстергётланд (Швеция). Отпечатано в Astrom, Folktro ochfolkliv i Ostergotland (1962), 25-26.
Связывание Ньёкка.
«Ньёкк, Ньёкк, игольный вор, твой отец был вором, твоя мать была шлюхой, делала злые вещи и многое другое! Ньёкк, ты связан!»
Люди защищали себя от водного духа, связывая его имя со сталью, бросая камень в воду и читая волшебную формулу. Эта формула сочетает в себе имя сверхъестественного существа с магическим эффектом оскорбления и обвинения.
Отпечатано в Raaf, Svenska skrock och signerier, под редакцией Wikman (1957), no. 12b. Перепечатано в Bengt af Klintberg, Svenska trollformler (1965), 98.
Перевод А. Цехан