В каждом газетном киоске вы без труда обнаружите тонкую брошюрку или толстенное издание серии "детям и на века" под названием "куда пойти учиться". Видимо, не все потеряно для этой Вселенной, если аналогичный вопрос время от времени ошарашивает свои появлением начитавшихся интернет-ресурсов на магическую тематику юных ( и не очень) дам и кавалеров.
Интернет-сайты имеют в этом плане одно неоспоримое преимущество: они ( относительно) бесплатны. Да, я знаю ,что на некоторых серверах от вас потребуют авторизации с обязательным указанием размера ноги и предпочитаемой марки сигар ( или памперсов --в зависимости от таргет-аудитории сайта), но их пока что не так много. К добру ли, к худу---покажет время.
Поелику владельцы сайтов не требуют (дополнительных) расходов от посетителей, обучение магии фактически является коммунистическим--на, бери, дорогой друг! Все знания, вся радость, свет, все падения , шишки и синяки наши---вот они, на ладонях раскрытых и к самому носу поднесены! (Что, пахнет дурно? Ну, специфика профессии, пардону просим. ) Это ,безусловно, плюс. Всяк, имеющий на плечах пусть не полную, но хотя бы не пустую тыковку, может взять знаний буквально сколько унесет. Практика (моя, личная, и я ручаюсь за нее головой…ну или что там еще ценное у лис есть) показывает-- в сети есть все. То, что "не находится " в январе, найдется в апреле. При этом выяснится, что лежит оно там еще с февраля. Прошлого года. То, чего нет в Рунете, можно найти в www . И если в английском вы не сильны--не переживайте--есть германо- и франкоязычные сайты. Я категорически не издеваюсь. Сойт пытается методично подвести всех своих будущих коллег к мысли о том, что
Вам всегда дадут ровно столько, сколько вы сможете взять. Ни больше, но и не меньше.
Поэтому прежде чем читать следующие выкладки, заметьте--вас предупреждали!
Итак , отношения учитель vs ученик.
1. Учитель приходит тогда, когда готов ученик. Эта истина начертана практически на каждом храме (будь то домашнее святилище или храм-тысячи-приверженцев). Гуд! Только бы еще все понимали, что за истина имеется ввиду. Дело в том, что существуют два неизбежных следствия из буквального понимания данного постулата. Заблуждение первое: Учитель придет. Приплывет, приедет, притопает. Это ерунда. Учитель часто сидит себе на месте, и в ус, понимаете ли , не дует. Иногда--хотя бы просто потому что усов этих у него(или нее) не наблюдается. И все. Если вы будете ждать, что оно "само" пожалует к вам в гости, то не следует ждать. Вернее, не следует "просто ждать", но об этом позже. Заблуждение второе не так очевидно из текста, но тем не менее(!) с ним часто приходится сталкиваться. Это парадокс формулы "тогда, когда". Он опасен для тех, кто еще не осознал Ремесло своей истинной жизнью, кто относится к нему как к временному занятию. Пусть и долговременному, но … Такие полагают,что придет некий "долгожданный миг", когда можно будет сказать….ДА! мое обучение завершено. Если же будущий маг (или ведьма) ставит фактор времени в уравнение получения Мастерства, то искомым для него автоматически становится не Мастерство, а …Правильно! Тот самый Момент времени, в который он(а) лицезреет перед собой Гуру или же промежуток времени через который это произойдет. Увы, вынуждена огорчить: происходит это обычно не "через промежуток" а через ……скажем, совсем другое место(особенно , когда то ,что приходит, бьет себя пяткой в грудь и возвещает трубно: "Азм есть ГУРУ!". И ,наконец, еще одно слово: "готов". Это слово настолько многогранно, настолько точно оно передает истинное положение дел, и к такому количеству ловушек ведет, что его следует обсудить отдельно. "Готов" -- это состояние, это характеристики, которыми обладает потенциальный ученик…Вернее, Ученик. Самая великая тайна --это то, что само слово подразумевает резонный вопрос к нему "готов…но для чего?" Или--(здесь!) для кого! Вот, мы и пришли к тому, что степень "готовности" не может быть универсальной! Нет того "минимального курса молодого бойца", без которого нельзя начинать обучение. Определения , терминология --все это усваивается за час-другой общения или же ( в зависимости от скорости чтения и умения работать с печатной продукцией) чтения. Далее--это личная сила мага (ведьмы)…
2. Все зависит от личной силы. Мы пришли к этой идее абзацем выше, но вот я снова возьмусь выковыривать ложные смыслы из этого утверждения. Иные полагают, что личная сила "заложена искони", и ничего нельзя изменить. Это одновременно и святая правда, и наглая, возмутительная ложь. Под личной силой во многих ( и весьма, весьма! авторитетных источниках) подразумевается врожденная Сила мага. О, да. Есть и такая. Но беда в том, что (мерси жанру фэнтэзи!) под Личной Силой (именно так, с большой буквы) понимают горящий неземным жидким пламенем взгляд, гипнотизирующий врагов в радиусе мили-другой, способность притягивать свой Меч-Кладенец из ножен усилием воли, а также философский склад ума вкупе с бычьим здоровьем. Ах, это было б хорошо, когда бы не было б….смешно. Даже те немногие, которых я ….о , как бы хотелось написать "знаю", но не буду врать--те, о которых я наслышана--почему-то тянут оружие рукой, занимаются спортом и на вид…без крыльев , словом. Они не двигают камней силой взгляда, но могут это сделать руками. Легче чем любой "людь", но руками(!). Личная же сила мага заключается в его умении 1) смотреть на мир другими глазами, воспринимать его аксиомы как теоремы 2) любить мир таким, какой он есть, 3) менять мир с мудростью и ,конечно же(!) знать мир таким, каков он явился здесь , сейчас и для этого мага. Отсюда ясно, что в понятие "личной силы" входит и умение, желание…нет….жажда учиться. Независимо от того, есть у вас "Учитель" или нет его .
Мир-- вот ваш учитель. Учитель. Он рядом, он дает вам в руки все, что вам нужно, а ваша личная сила-- в том ,чтобы вынуть из этого клубка нити Истины. Поэтому на Этапе Ученичества Сила--это векторная способность получить Силу. Умение дорваться до нее, прогрызть зубами камень , разодрать когтями тоннель до сокровища…..пусть даже этим сокровищем окажется книга на магазинном стенде . Когда в вас разовьется эта жадность к информации, то самое время…
3. …развить фильтры для нее же. Другой компонент Личной Силы --это способность самостоятельно мыслить и смелость суждений. Опирается она на Способность Понять. Кого? Что? Другого, другую, другое. Иное, словом. Иную идею, странную. И дикую…на первый взгляд. Вы не можете поглотить все, вы вынуждены отбирать. Ваша формальная, социально подтвержденная компетентность (образование, т.н. "владение предметом") часто будет давать сбои, вы банально не будете знать, истинно ли то ,что вы читаете или слышите. И вот тогда…тогда ваша Личная Сила и будет направлять ветер, что дует в ваши паруса. Я говорю именно так не для красивого образа. О нет, на корабле всегда есть рулевой, есть капитан. Это ваши Разум и Душа, ее Голос. Но вот Личная Сила, это именно Ветер . Без него--как бы хороша ни была команда--ваша каравелла не поплывет в Шамбалу или к Аваллону. Это красиво звучит ,а на практике , эта Сила, Дар будет вам подсказывать временами : "Вот этого автора, милый, я бы поделил на 16, а вот этого на 8, а вот здесь нажми на back и не трать свое время".
4. И по мере того как вы будете, странствуя, уплывать дальше и дальше…правильно, вас захватит процесс, Поток. И он понесет вас. О, да, вы уже сообразили --прямиком в Этап Ученичества…
5. …который длится всю жизнь. Если вы полагали, что здесь я прибавлю "эту", то заблуждаетесь. Эта школа--из множества классов. В момент ,когда вы готовы объявить себе и всему миру "Я Знаю это", спешите умолкнуть--вы не знаете даже "Об Этом". Не замечали, что чем компетентнее маг, тем чаще он вставляет свои "имхо" и "насколько я знаю". Эти фразы могут быть ехидны и насмешливы--но они есть, ибо тот, кто знает Абсолютную Истину уже едва ли столкнется с вами нос к носу в этом мире. Ему( или ей) нечего тут делать, его (ее) нос -- просто не того калибра нос.
6.Справедливости ради замечу, что Учителя все же есть. Они приходят. Вернее, их приносит течением. Лодка их странствий вдруг выныривает из-за поворота и вы плывете бок о бок. Они находятся сами--среди друзей, знакомых, родственников, в клубах и на улицах, на них можно "наскочить" в магазине с экзотическими сувенирами или прожить с ними рядом много лет ,"ни сном , ни духом" будучи. Помните однако, что даже и в долгом, в совместном плавании, вы плывете в собственной лодке. Ученик всегда повторяет путь Учителя лишь до определенной излучины реки. А далее…далее нужно не бояться "терять" Учителей и спутников. Это не значит, что прежние приоритеты и авторитеты померкнут для вас, просто вы Искатель, вы Путник. И Путь у вас --свой, собственный. И истинный Учитель это понимает. Не забывайте--функция учителя--не "вложить вам что-то в голову" , а подать руку ( или , продолжая метафору) поправить шестом ваш маршрут во время путешествия, если вас закружит лихой водоворот посреди реки.
Учителей всегда больше одного. Иногда мы , пройдя какой-то отрезок Пути, понимаем, что некто N ,оказывается, был нашим учителем, вернее, Учителем. Он вел, подталкивал, тянул, тащил и не сдавался, пускай мы хныкали, и ныли, и вели себя подобно ясельным воспитанникам. Но Они были рядом, наши Учителя, они не умывали рук, которые мы щедро пачкали своим дерьмом. Они понимали, что делают, хотя мы-то, мы сами далеко не всегда это делали. И если в вашей Книге Теней не записано "Воспитанник: Вася, Учитель: Петя", помните --Путь--это не курсовая, не дипломная работа и даже не диссертация--- у него не может быть одного Учителя. И благословенны учителя, которые это понимают…понимают и то, что цель любого учения--сделать Ученика сильнее, чем ты в том, чему ты обучаешь. Талантливые Ученики платят своим Учителям одну , но прекрасную дань--они заставляют их идти все дальше, потому что Учитель не может перестать быть Учеником……И великая радость учителя---видеть собственного Ученика, вставшего рядом и полного сил…..и имеющего в запасе Время. Время, которое ты, учитель, ему возможно , и подарил…..подав руку…или не подав ее в нужный момент.
(С) Сойт